После встречи президентов Ирана, Турции и России в Тегеране взор всего мира устремился в сирийский Идлиб, вокруг которого накаляется военная ситуация.
США выступают против проведения операции войсками Асада в провинции, Иран и России поддерживают сирийскую армию, а у Турции свои интересы в регионе, который находится у её границ.
Как передает AZE.az, о политическом ажиотаже вокруг Идлиба и о будущем российско-турецких отношений рассказал Yenicag.Ru эксперт Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е.М.Примакова, политолог Фархад Ибрагимов.
— Как можно оценивать результаты встречи Путина, Эрдогана и Рухани в Тегеране?
— Встреча лидеров в астанинском формате, которая прошла в Тегеране, была непростой. Необходимо было убедить турецкую сторону в том, что с террористами нет возможности вести политический диалог, так как методы радикалов соприкасаются с агрессией, оружие складывать они не хотят, вести переговоры не желают. Есть и положительные моменты по итогам встречи. Президент Эрдоган согласился с легитимностью действующего президента Сирии Асада. При том, что Турция продолжает иметь разногласия с Россией и Ираном, в Анкаре считают, что необходимо продолжить общение в этом направлении и останавливаться нельзя, если все три страны хотят скорейшего достижения мира и понимания в столь сложном регионе.
— Как думаете, все-таки тройка сможет договориться по Идлибу?
— В планы США входит активизация в Сирийском направлении. В Вашингтоне и так недовольны тем, что не присутствуют в подобных форматах и стараются всячески создавать провокации или вовсе раздувать на пустом месте информационную войну, чтобы разрушить подобные диалоги. На деле, астанинский формат уже проявил свою эффективность. Лидеры России, Турции и Ирана за 1 год провели уже три встречи и намерены не останавливаться на достигнутом.
Идлиб – одна из последних крупных провинций, в которой сейчас сосредоточены боевики и радикалы – сейчас может являться камнем преткновения между Россией и Ираном с одной стороны и Турцией с другой. Но и этот вопрос со временем будет улажен, так как Анкара желает скорейшего восстановления мира в Сирии, да и сама не хочет страдать от продолжительной нестабильности в соседней стране, которая может запросто перекинуться и в саму Турцию, если Анкара не будет держать ситуацию под контролем.
— В турецком экспертном сообществе бытует мнение, что после зачистки Идлиба от оппозиции Путин потребует от Эрдогана вывести войска из Эл-Баба и Африна, которые были освобождены от террористов ИГ и PYD-YPG. Ведь это будет обозначать полный разрыв сотрудничества Москвы с Анкарой. Насколько велика такая вероятность?
— Дело в том, что в Идлибе помимо оппозиции, есть и радикалы. В Идлибе проводится операция исключительно по зачистке от радикалов и террористов, от которых, кстати, страдают и оппозиционеры, не согласные с радикальным подходом тех или иных террористических группировок. Разрыва между Москвой и Анкарой ожидать не стоит, разногласия и дальше могут происходить, однако у двух сторон есть понимание необходимости сотрудничества в регионе для достижения мира. О выводе войск из Эль-Баба и Африна пока дискуссий нет, скорее всего их предстоит ожидать на следующей встрече лидеров трех государств в астанинском формате.
— А США просто так оставят Сирию России и Ирану? Какие сюрпризы можно ожидать от Вашингтона?
— США разумеется не оставят Сирию в покое. Они уже и так недовольны тем, что форматы по Сирии проходят без их участия, при том, что союзник по НАТО в лице Турции договаривается с Россией и Ираном по тем или иным вопросам в Сирии. Это неприемлемо для Вашингтона, поэтому я думаю на стоит ожидать провокаций с химоружием, пропагандой информационной войны со стороны «продемократических» СМИ США, которые будут нагнетать обстановку для раскола астанинского формата.