Русскоязычные азербайджанцы выступили с резкой критикой самой идеи закрытия русских школ и секторов, тогда как их оппоненты считают, что это вопрос национальной чести.
Очередная полемика вокруг русского языка, русских школ и русского сектора возникла в конце августа, и, как ни странно, она все еще продолжается в инертной форме на разных форумах и в соцсетях. Тема поддерживается еще и благодаря заявлениям некоторых официальных лиц из министерства образования.
Об этом пишет Исмаил Рафигоглу для Sputnik-Азербайджан.
Все началось с того, что в прессе прозвучала мысль о том, что бесплатное образование в средних школах на русском языке необходимо отменить. Мол, кому надо, пусть тот заплатит за это образование и получит его, а государство не обязано оплачивать чье-то желание учиться на иностранном языке за счет налогоплательщиков.
Полемика получилась жесткой. Естественно, русскоязычные азербайджанцы выступили с резкой критикой самой идеи закрытия русских школ и секторов. В очередной раз вспомнили о Пушкине, Чехове и Достоевском и о том, что свободных мест в русских школах практически нет.
“Националисты” снова заговорили о том, что страна уже 27 лет как независима, а влияние русского языка все еще не прекращается. “В Киеве еще в прошлом году запретили русское базовое образование, хотя 17% населения — русские. В Казахстане тоже полностью переходят на обучение на казахском. Грузия и страны Балтии давно вывели русский язык из системы образования. Для стран-приверженцев идеи независимости это вопрос национальной чести”, — подобные заявления в соцсети Facebook и по сей день встречаются почти повсеместно.
В защиту русского языка выступили председатель парламентского комитета по региональным вопросам Ариф Рагимзаде, депутат Милли Меджлиса АР, профессор БГУ Камиля Алиева и еще несколько известных депутатов и общественных деятелей. Во время встречи с президентом России Владимиром Путиным в Сочи в начале сентября президент Ильхам Алиев отметил, что в Азербайджане очень бережно относятся к русской культуре, русскому языку: “В Азербайджане действует более 340 школ с обучением на русском языке, существуют два филиала ведущих российских университетов. Мы сегодня обсуждали дальнейшие шаги по укреплению сотрудничества в гуманитарной сфере, в сфере образования, в сфере культуры, и документы, которые были подписаны, в том числе и в сфере спорта, будут еще больше сближать наши страны и народы”.
Всего в семи процентах средних школ образование ведется на русском языке
Но часть населения все еще бурно обсуждает и требует закрытия русских школ.
Почему время от времени тема русского языка возникает с такой остротой? Неужели русское образование так сильно влияет на общие образовательные процессы в Азербайджане?
Решительным противником русских школ, финансируемых из госбюджета, выступил эксперт по образованию Надир Исрафилов, который считает, что во всех образовательных бюджетных учреждениях обучение может быть только на одном языке – на государственном, то есть на азербайджанском.
А другой эксперт по образованию Камран Асадов считает, что в целом проблема надумана: “Всего в 7,6% средних школ образование ведется на русском языке. Средних 4472 школ 340 являются русскими. В этих школах обучается всего 90 тысяч учащихся, что означает, что 6,3% всех детей учатся на русском языке. Правда, 450 тысяч учеников средних школ учат русский язык как иностранный. Это примерно 32% от общего числа”.
Проблема, действительно, надумана. Всего 90 тысяч учащихся русских школ вызывают столько дискуссий. Буквально недавно исполняющая обязанности главы Управления образования города Баку Махаббат Велиева заявила, что Управление упразднило классы с русским уклоном в некоторых школах столицы.
Велиева отметила, что ведомство провело проверки и выявило школы, в которых имеются (в русском секторе обучения — ред.) всего два-три класса, или где присутствуют лишь восьмой и девятый классы. Кроме того, стало известно, что в некоторых школах учащиеся девятого класса систематически в течение последних трех лет демонстрируют не лучшие результаты. Помимо этого, проблему обостряло отсутствие кадров. В связи с этим было решено, в целях повышения качества преподавания, перевести учащихся в другие близлежащие школы.
Зачем продавец одежды должен владеть двумя иностранными языками?
Значит, проблема не в самом русском языке и русских школах. Это не те школы советского образца, где можно было получить хорошее образование. В русских школах те же самые проблемы, что и в азербайджанских. Разница лишь в том, что знание русского языка позволяет учащемуся воспользоваться огромными возможностями Рунета, а полупустой Азнет годится лишь для каких-то отрывочных знаний.
Конечно, отдельные выпускники азербайджанских школ показывают великолепные результаты, набирают 650-700 баллов при поступлении в вузы. Но это доказывает лишь то, что конкретные ученики нормально освоили школьную программу.
Однако общая эрудиция русского сектора в большинстве случаев будет выше именно благодаря насыщенности знаниями российского интернета. Вся мировая литература, произведения искусства и иные знания совершенно бесплатно доступны знатокам русского языка.
Острая полемика вызвана к жизни и тем, что Азербайджан совершенно четко разделен на две группы: тех, кто знают русский в совершенстве и тех, кто не знает вообще. Русскоговорящее население владеет языком как родным, иногда азербайджанским хуже, чем русским. Между собой общаются на русском, заходя в маркеты и другие учреждения, пренебрегают государственным и обращаются ко всем тоже на русском. Конечно, привыкшие употреблять в быту и общественных местах русский язык азербайджанцы не понимают негодования остальных людей по этому поводу.
Именно из-за этого работодатели выдвигают требование — знание двух иностранных языков, русского и английского, как обязательное условие приема на работу. Причем, даже на низкооплачиваемую работу.
Зачем продавец одежды в маленьком магазинчике должен владеть двумя иностранными языками? А затем, что большинство клиентов данного объекта являются русскоговорящими людьми, а порой заходят туристы из других стран. С ними надо говорить либо на русском, либо на английском. Курсы иностранного стоят в пределах 100 манатов в месяц. Стоит ли тратить несколько лет жизни и столько средств для того, чтобы затем работать продавцом в магазине с зарплатой в 300 манатов? Невозможность устроиться на даже непрестижную работу также сильно раздражает часть населения.
Нужно ли спорить о русском языке и школах до хрипоты?
Уменьшения числа русскоговорящего населения в ближайшие 20 лет не предвидится, так как ряды этих людей постоянно пополняются за счет возвращающихся из России азербайджанцев.
Часть азербайджанцев после долгих лет жизни возвращается на историческую родину с детьми, родившимися в России. Вот этим детям приходится совсем не сладко. Русский для них почти что родной. Адаптация к иным условиям происходит долго.
Нужно ли спорить о русском языке и школах до хрипоты? Это пустая трата времени. Люди будут искать знания на тех языках, на которых они имеются. За 27 лет независимости в Азербайджане создана новая система образования, которая работает не так уж хорошо. Постоянные эксперименты в сфере использования новых учебников, определения времени начала и конца учебного года, принятия или отмены системы куррикулума создают бесконечную цепь непрекращающихся дискуссий в обществе.
“Мои дети учатся в русском секторе. Я не мог в свое время найти достаточной информации на родном языке, пользовался литературой на русском языке. Проблема все еще остается актуальной, я не желаю, чтобы мои дети страдали, как я”, — так объясняет свою любовь к русскому языку один из пользователей соцсетей.
Людей интересует лишь один вечный вопрос: когда же наконец будет государственная программа по заполнению Азнета базовыми знаниями? Будет решена эта задача — прения по теме русского языка потеряют ту остроту, которая имеет место сегодня.