Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй в очередной раз обвинила Россию в грубом нарушении норм международного права на примере инцидента в Солсбери и украинского кризиса. С соответствующими утверждениями она выступила в среду на сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН, пишет AZE.az со ссылкой на The Daily Express.
“Мы видим, что происходит, когда естественный патриотизм, служащий основой здорового общества, превращается в агрессивный национализм, пользующийся страхом и неопределенностью, чтобы продвигать политику идентичности внутри страны и идти на агрессивную конфронтацию с другими странами, нарушая правила и подрывая институты”, – сказала Мэй.
При этом она прямо указала, кого конкретно имеет в виду. “Мы видим это, когда такие страны, как Россия, грубо нарушают международное право, начиная с захвата суверенных территорий и заканчивая применением химического оружия агентами российского ГРУ на улицах Великобритании”, – добавила Мэй, намекая, вероятно, на присоединение Крыма к России в 2014 году.
За несколько часов до выступления с трибуны ГА ООН премьер-министр Великобритании на заседании СБ ООН заявила о причастности России к инциденту в Солсбери, передает ТАСС. А попытки Кремля снять с себя ответственность за произошедшее Мэй назвала “гнусной фальсификацией”.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров, который также присутствовал на этом заседании Совбеза, назвал обвинения Мэй высокомерными. В разговоре с журналистами он сказал, что британский премьер не в первый раз говорит о стопроцентных доказательствах, но никому не предъявляет их, нарушая положения ряда конвенций.
Прямо во время выступления британского премьер-министра Лавров пытался отвечать Мэй короткими репликами и риторическими вопросами. Он сказал, что Великобритания “упорно избегала проведения совместного расследования” по факту покушения в Солсбери. “Если они не хотят сотрудничать, означает ли это, что им есть что скрывать?” – добавил Лавров.
Впрочем, Великобритания получила сильную поддержку со стороны других государств в Генеральной ассамблее ООН. “Мы должны принять меры для того, чтобы виновные в инциденте в Солсбери не ушли от наказания. Мы не должны изменять нашим принципам”, – сказал премьер-министр Словакии.
Тереза Мэй в своей речи также подчеркнула необходимость укреплять сотрудничество “сильных и ответственных” государств, которые не должны допускать разделения мира на сферы влияния и должны отстаивать идеалы демократии. В противном случае политический вакуум будут заполнять экстремистские движения и организации, например “Исламское государство”*, а также коммунисты и фашисты.
Напомним, резкое ухудшение отношений между Великобританией и Россией произошло после того, как 4 марта в Солсбери были найдены в бессознательном состоянии бывший сотрудник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия Скрипаль. Позднее британскими специалистами было установлено, что пострадавших отравили боевым нервно-паралитическим ядом семейства “Новичок”. Такие вещества разрабатывались в СССР под контролем спецслужб.
В ходе работы полиции и экспертов англичане вышли на след россиян Александра Петрова и Руслана Боширова, которые 3 и 4 марта посещали Солсбери. В момент госпитализации Скрипалей оба подозреваемых уже ехали на поезде в сторону Лондона. Через несколько часов они вылетели из аэропорта Хитроу в Москву. Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй заявила, что отравившие Скрипалей были сотрудниками Главного разведывательного управления Минобороны РФ.
После того, как президент Путин объявил, что российским правоохранительным органам удалось найти Петрова и Боширова, они рассказали в интервью Russia Today, что к покушению на Скрипалей непричастны, а в Солсбери приезжали якобы посмотреть на “знаменитый солсберецкий собор”, при этом его фотографий у них при себе во время интервью не было, пишет NewsRu.
Британские власти объявили это интервью ложью. В Лондоне неоднократно говорили, что собраны различные доказательства виновности Боширова и Петрова в отравлении. В частности, следы “новичка” найдены в гостиничном номере, в котором они останавливались.