Прошедший на прошлой неделе в Душанбе саммит глав государств СНГ можно было бы назвать вполне рядовым, если бы не одно событие, которое действительно «подняло волну» в медиапространстве, а некоторые даже назвали его сенсационным.
Это переговоры «на ногах» президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Контакты Алиева и Пашиняна так и могли остаться в статусе «ознакомительной» беседы, если бы, как оказалось впоследствии, не вылились в конкретные договоренности. А когда СМИ опубликовали видеокадры, как президент Азербайджана и премьер-министр Армении выходят вместе из одного лифта и оживленно беседуют, сомнений не осталось – начало диалогу положено.
Уже после саммита глав государств СНГ премьер Армении Никол Пашинян во время прямого эфира в Facebook заявил, что у него состоялся разговор с президентом Азербайджана. Через некоторое время и пресс-служба президента Алиева подтвердила факт беседы между азербайджанским лидером и премьером Пашиняном.
В сообщении пресс-службы Алиева говорилось, что “стороны выразили приверженность переговорам по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, укреплению режима прекращения огня для предотвращения инцидентов на линии соприкосновения сторон и на границе между Арменией и Азербайджаном. Стороны также решили выработать механизмы по установлению оперативной связи между соответствующими структурами”, сказано в сообщении пресс-службы президента Азербайджана.
Как передает AZE.az, о чем свидетельствует факт разговора между президентом Азербайджана и премьером Армении свое мнение «Москва-Баку» высказал лидер Международного Евразийского движения Александр Дугин.
«Мы видим, что президент России Владимир Путин за день до этого разговора Алиева и Пашиняна встречался с президентом Азербайджана в Баку, а еще раньше, 8 сентября, прошла встреча с премьером Армении в Сочи. Путин всегда активно содействовал мирному решению карабахской проблемы. И продвижение в вопросе карабахского урегулирования действительно было достигнуто в последние годы, при предыдущем главе Армении Серже Саргсяне.
Приход Пашиняна поставил под удар достигнутые договоренности между Баку, Ереваном и Москвой по нагорно-карабахскому конфликту. Сейчас происходят попытки восстановить те договоренности, при которых пять оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха были бы возвращены Азербайджану.
Как мы помним, в начале своего премьерства Пашинян ничего об этих договоренностях и слышать не хотел, но ситуация заставляет его считаться с теми реалиями, которые есть. По мере того, как растет ось Москва-Баку (а растет она на глазах, усиливается, укрепляется), Ереван начинает понимать, что упускает инициативу, теряет в значительной степени доверие Москвы.
Пашинян, мне кажется, старается наверстать упущенное в том числе и тем, что осторожно, может быть пока еще, не в должной мере, начинает как-то устанавливать отношения с Ильхамом Алиевым. Ереван понимает, что еще недавно Армения была главным союзником России, сейчас эта функция явно сместилась в сторону Баку.
Думаю, что разговор Алиева и Пашиняна на полях саммита СНГ является признаком того, что при всем радикализме и популизме премьер Армении понимает, что взаимодействовать с главой Азербайджана необходимо. Россия к тому, что такая беседа случилась, безусловно, приложила руку, и это была рука мира. Полагаю, разговор лидеров Азербайджана и Армении и есть тот первый результат огромной работы, которую проводят и Москва, и Баку.
Видимо, Пашинян решил поменять свою тактику. Он понял, что его требование – привлечь Нагорный Карабах в качестве стороны переговорного процесса, – совершенно нереалистично. Эту позицию не поддержит никто – ни Россия, ни Запад. Поэтому в данном случае речь идет о коррекции позиции Пашиняна. И это очень хорошо, так как тем самым новый премьер Армении демонстрирует признаки рационального подхода к проблеме. Это значит, что он считается с раскладом сил, и с фактами.
Я на ситуацию смотрю с осторожным оптимизмом. Если Ереван в лице Пашиняна вернется к конструктивной модели взаимодействия по деэскалации ситуации вокруг нагорно-карабахского конфликта и признает проект, который выработали на предыдущем этапе о возвращении пяти районов, то ситуация по урегулированию может начать неплохо развиваться. По сравнению с тем, что мы слышали от Пашиняна ранее, его совершенно популистские и нерациональные заявления, эта встреча – настоящий прорыв. Она вселяет осторожную уверенность, что риск обострения военного конфликта существенно снизится.
Будем следить за событиями. Может, в скором будущем состоятся конкретные официальные переговоры Алиев–Пашинян. Когда-то же эта встреча должна состояться?! Сегодня у меня появилась маленькая надежда…
Чурка- три армяна это уже государство, а три миллиона ? Кто может нас заставить , если Пашинян с народом?