После короткой беседы президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна на недавнем саммите СНГ в Душанбе тема переговоров по урегулированию карабахской проблемы вновь стала активно муссироваться в СМИ.
Напомним, что после прихода к власти в Армении «революционного премьера» Никола Пашиняна, и серии сделанных им резких заявлений, многие эксперты заявляли о бессмысленности продолжения переговоров, так как Ереван занял позицию, при которой невозможны никакие компромиссы.
Но вот сейчас уже сообщается о том, что до конца года состоится встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении – Эльмара Мамедъярова и Зограба Мнацаканяна.
Бывший посол США в Азербайджане, экс-сопредседатель Минской группы (МГ) ОБСЕ Мэтью Брайза, в свою очередь, заявил, что беседа между Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном имеет важное значение для активизации переговоров.
Как передает AZE.az, своим видением ситуации в интервью Media.Az делится лидер Международного Евразийского движения, доктор политических наук, российский философ и публицист, которого называют еще и «идеологом Кремля» Александр Дугин.
– Как Вы считаете, недавняя встреча в Бишкеке Ильхама Алиева и Никола Пашиняна помогла приблизить стороны к взаимопониманию? Ведь после прихода Пашиняна к власти было ощущение, что переговорный процесс по Карабаху оказался отброшенным на годы назад…
– Да, соглашусь, было такое ощущение, что переговоры отброшены назад. Но я с осторожным оптимизмом смотрю на эту встречу (лидеров Азербайджана и Армении).
Президент России Владимир Путин сделал очень многое для того, чтобы вернуть Пашиняна в «переговорную модель». И очень важно, что армянский премьер сейчас перестал в принципе настаивать на том, что Баку должен выстраивать отношения с Нагорным Карабахом, который никто не признает в качестве самостоятельной политической силы.
Я думаю, что Никол Пашинян в полной мере осознал, что на наших глазах происходит смещение главного стратегического партнера России на Южном Кавказе, которой являлась Армения. Сейчас выбор делается в сторону Баку, и это очевидно.
Настаивать на своей жесткой позиции для Армении просто небезопасно. Так что Пашинян подает признаки политического реализма и приходит к правильному понимаю ситуации.
На мой взгляд, мы можем ожидать, что произойдет деэскалация положения вокруг Карабаха. Возможно, это слишком оптимистично, но определенные шаги в правильном направлении Ереван делает.
Баку соблюдает свои обязательства, так же как и Москва. Если Пашинян согласится продолжать линию, с которой согласилось предыдущее руководство Армении, и если армянский премьер пойдет на деэскалацию в Карабахе путем передачи пяти (оккупированных) районов Азербайджану, то, думаю, ситуация постепенно будет исправляться. Надеюсь, что удастся избежать обострения конфликта в регионе.
– Получается, что президент России Владимир Путин пытается вразумить Никола Пашиняна?
– Я бы так прямо не сказал. Понимаете, ведь Армения – наш (российский – ред.) союзник. Когда Пашинян пришел к власти, он попытался поставить союзничество под вопрос. И ничем хорошим (для Еревана – ред.) это не могло закончиться.
И вот видите, как на глазах укрепляется союз России с Азербайджаном. Баку выходит на первую позицию для Москвы в регионе, оставляя Армению позади. На мой взгляд, Никол Пашинян учел реальность и потому перестал выдвигать неприемлемые условия (по Карабаху – ред.).
Так что говорить, что Владимир Путин «осадил» Пашиняна, было бы грубовато. Но в любом случае, армянский премьер демонстрирует признаки большего реализма, чем сразу после прихода к власти.
Сейчас менять свою позицию с экстремальной на адекватную может и должна только Армения. И это происходит.