Азербайджан через 20 лет может ждать демографическая катастрофа, если ситуация с дисбалансом мальчиков и девочек не нормализуется.
Как передает AZE.az, Media.Az публикует интервью с главным советником азербайджанского представительства Фонда народонаселения ООН Фаридом Бабаевым.
– В докладе Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) говорится, что в 2013 году соотношение новорожденных мальчиков к девочкам в Азербайджане достигло 116 к 100. Насколько ситуация изменилась сегодня?
– На сегодняшний день ситуацию с дисбалансом полов новорожденных в Азербайджане нельзя назвать удовлетворительной. В стране рождается на 10-11% мальчиков больше, чем девочек. Если на эту проблему не обращать должного внимания уже сегодня, гендерный дисбаланс через пару десятков лет может обернуться для Азербайджана настоящей демографической катастрофой.
Нарушение соотношения полов начало наблюдаться с начала 90-х годов. При нормальном приросте населения в мире, на 105 мальчиков рождается 100 девочек. По последним данным Государственного комитета по статистике, в 2018-ом году соотношение полов среди новорожденных составляло 114 мальчиков на 100 девочек. Этот показатель, как правило, возрастает с каждой последующей беременностью, что является показателем вмешательства в вопрос выбора пола будущего ребенка.
К сожалению, эта порочная практика является результатом укоренившихся стереотипов в отношении женщин в социальной, культурной, экономической и других сферах. Данная проблема уходит корнями, в первую очередь, в неуверенность родителей в финансовой независимости дочерей. Наши исследования показывают, что родители по ряду причин считают именно мальчиков гарантами своего благополучия в старости.
В свете доминирующих тенденций сложились определенные ожидания, что мальчик, в будущем мужчина, будет зарабатывать и вносить вклад в благополучие семьи. Необходимо заметить, что такой подход является вопиющим показателем гендерной дискриминации, когда женщины зачастую сталкиваются с более серьезными препятствиями на пути продвижения по карьерной лестнице.
– Обладаете ли вы статистическими данными относительно количества селективных абортов, которые совершаются в Азербайджане?
– К сожалению, такая статистика отсутствует не только в Азербайджане, но и в ряде других стран, где такая проблема существует. Основная причина заключается в невозможности определения реальных причин, которые вынуждают женщин прервать беременность.
– Насколько нам известно, термин «селективный аборт» в юридических документах Азербайджана не упоминается. Но он прописан в законопроекте по репродуктивному здоровью, который не один год находится на рассмотрении Милли Меджлиса. Как вы считаете, с какой точки зрения этот вопрос должен рассматриваться в законодательстве?
– Как показывает опыт других стран, одними законодательными мерами, включая запреты, эту проблему не решить. Тут важен комплексный подход, направленный на искоренение основных факторов, вкупе приведших к такой ситуации. Многочисленные исследования, проведенные при поддержке Фонда Народонаселения ООН, дают нам основания уверенно заявить, что необходимо предпринять ряд неотложных мер для реализации фактического гендерного равенства, включая продвижения идей о роли и значимости девочек и женщин в обществе.
– Насколько нам известно, вы проводили небольшой социальный эксперимент на эту тему. По сценарию, на улице «ругались» парень и девушка – это были актеры, сыгравшие мужа и жену. Мужчина кричал на женщину, требуя срочно сделать аборт, потому что он не хочет рождения девочки, а женщина умоляла его передумать. Получили ли вы тогда должный отклик об общественности?
– Абсолютно верно. Данный формат был выбран, чтобы наглядно показать горожанам «сценарий», по которому действуют родители, стремящиеся к рождению мальчика. К счастью, из видео видно, что население не осталось равнодушным в этой ситуации. Хочется верить, что в результате колоссальных усилий, предпринятых государством при нашей непосредственной поддержке, именно такая реакция протеста будет у людей и в жизни, если они лично столкнуться с данной «дилеммой».
– Как вы считаете, какие меры сегодня необходимо предпринять, чтобы ситуация начала меняться, ведь здесь еще проблема и в ментальности народа…
– Однозначно. Как я отметил выше, наблюдаются определенные позитивные тенденции в показателях полового соотношения при рождении. Однако эти небольшие успехи не должны нас расслаблять, так как мы все же находимся в списке стран, в которых это проблема все еще остро стоит. Нам предстоит еще много работы для обеспечения прочной основы для полного искоренения феномена известного как «гендерно-предвзятого выбора пола».
Данные из различных источников, включая системы регистрации, обследования населения и т.д. помогут определить масштабы проблемы, влияние и взаимодействие с социально-экономическими переменными, а также выявить факторы, которые могут привести к улучшению ситуации в целом. Необходимо также разработать методологии для оценки воздействия законодательных изменений, новой политики, программ стимулирования, и т.д. Разработка, имплементация и мониторинг конкретных действий, направленных на искоренение этой проблемы, должны иметь высокий приоритет и подкрепляться необходимыми ресурсами.
Не секрет, что СМИ являются незаменимым инструментом влияния на общественное мнение. Они должны уделять больше внимание вопросам гендерного равенства, устоявшимся гендерным ролям, социально-культурным и экономическим факторам, которые ведут к гендерной дискриминации и нарушению прав женщин и девочек.
– Какие просветительские проекты организовывает Фонд в этом направлении?
– Главной причиной возникновения данной проблемы являются, как уже было отмечено ранее, укоренившиеся в обществе гендерные стереотипы, патриархальные настроения, формирующие отношение к женщине, как к менее равноправному члену общества. С этой целью необходимо проведение ряда комплексных мер, в том числе, просветительских работ, семинаров, бесед со всеми слоями населения, включая будущих родителей, представителей государственных структур, имеющих непосредственное отношение к этой проблеме, СМИ и т.д.
В своих проектах, UNFPA старается донести этот посыл до всего населения. К слову, недавно мы завершили проект по предотвращению выбора пола ребенка по гендерным признакам, нацеленный на молодых мужчин и будущих отцов. Такой инновативный подход был выбран исходя из «патриархальных рамок» общества, в котором последнее слово во всех ключевых вопросах, касающихся семьи, остается за мужчиной.
Для мужчин в различных районах Азербайджана были организованы тренинги на тему гендерного равноправия, роли женщин в обществе, последствий гендерного насилия против слабого пола и т.д. Также были организованы мероприятия различного формата (театральные постановки, фестивали под открытым небом, тренинги для медиа), дабы привлечь внимание общественности к данной проблеме.
Отдельно хотелось бы отметить нашу просветительскую работу с религиозными лидерами. В рамках этого проекта мы организовывали пятничные беседы с прихожанами мечетей в различных регионах страны. Помимо этого, в партнерстве с исследовательским институтом Hacettepe University мы разработали и издали демографические прогнозы на период 2014-2050 годов, где рассмотрели различные сценарии развития демографической ситуации в стране на основе нескольких вариантов соотношения полов новорожденных.
Также при содействии нашего Фонда будет подготовлен Национальный план действий по устранению нарушения соотношения полов среди новорожденных. Для этого в конце прошлого года мы пригласили профессора университета Мэриленд, исследователя в области демографии Монику Дас Гупту.
– Каковы вообще последствия дисбаланса между мальчиками и девочками? Возможен ли, скажем, рост преступности или что-то еще?
– Такая дискриминации по половому признаку, в первую очередь, ведет к укоренению гендерных стереотипов, являющихся серьезной преградой на пути успешного развития и реализации потенциала женщин и девочек.
Кроме того, именно женщины несут всю «ответственность» за рождение «нежеланной» девочки. Эти последствия могут включать в себя бытовое насилие, отказ от ребенка, развод и т.д.
Также на фоне дисбаланса полов новорожденных имеются свидетельства возможного увеличения масштабов насилия в отношении женщин, растущее количество ранних браков, торговли людьми, принудительного вступления в брак, маскулинизации общества, роста агрессивных настроений, и, как следствие общей криминогенной ситуации в стране.