Несколько месяцев назад при Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) было учреждено представительство со статусом наблюдателя и партнера. В то же время в экспертных кругах актуализировался вопрос о статусе наблюдателя в ОДКБ Азербайджана либо его представительства в качестве полноправного участника блока.
На днях позицию Еревана озвучил сам глава армянского правительства Никол Пашинян, безапелляционно заявивший, что «Азербайджан никогда не вступит в ОДКБ».
Как передает AZE.az, в продолжение обсуждений haqqin.az обратился за комментарием по поводу столь вызывающей позиции руководства Армении к одному из инициаторов предложения о вступлении Азербайджана в ОДКБ, председателю комитета по правовым вопросам и госстроительству Милли Меджлиса Азербайджана Али Гусейнли.
– Недавно вы озвучили мнение о необходимости сотрудничества Азербайджана с Россией, для начала в рамках ОДКБ. И буквально на днях премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что не позволит Азербайджану вступить в эту организацию…
– Идея о сотрудничестве Азербайджана с ОДКБ широко обсуждалась в наших экспертных кругах. Независимо от аргументов за или против, это были очень конструктивные обсуждения, что само по себе является показателем высокого уровня политической культуры азербайджанской общественности. Вместе с тем стала наблюдаться серьезная обеспокоенность у правящих кругов Армении начавшимся в Азербайджане процессом. И, по-моему, это еще раз подтверждает оккупационную сущность этого государства.
Между тем, согласно статье 4 Устава ОДКБ, установление и развитие дружеских отношений с другими государствами, не являющимися членами, определяется как одна из приоритетных задач, которые преследует организация. Помимо этого, в соответствии с пунктом 1 Договора о коллективной безопасности от 10 декабря 2010 года, в котором говорится о международно-правовой базе ОДКБ, «государства-участники в очередной раз подтвердили свою приверженность в неиспользовании силы или вмешательства в межгосударственные отношения». Так что Армения как страна агрессор, применившая силу против Азербайджана, уже грубо нарушила свои обязательства в как член ОДКБ.
– И все-таки, несмотря на развернувшуюся дискуссию и не всегда положительное отношение к возможному вступлению нашей страны в ОДКБ, если Азербайджан все же изъявит желание для начала сотрудничать с ОДКБ, насколько реально, что Армения может помешать этому процессу?
– Как известно, Организация Договора о коллективной безопасности состоит не из одной Армении. Между такими странами, как Российская Федерация, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Кыргызстан, которые являются полноправными ее членами, существуют дружественные и партнерские отношения. Государства, входящие в организацию, заинтересованы в развитии сотрудничества между ОДКБ и Азербайджаном, видя в нем надежную и дружественную страну-партнера. В случае, если Армения попытается помешать налаживанию связей Азербайджана с ОДКБ, вполне возможно, что будет приостановлено членство в ней самой Армении.
Следует учитывать и то, что нынешнее правительство Армении проводит политику дискредитации ОДКБ и ее государств-членов. Несмотря на то, что Армения является страной-членом, ее руководство, по-видимому, не очень знакомо с Уставом Договора о коллективной безопасности, который был принят 7 октября 2002 года. Ведь в соответствии со статьей 20 этого документа членство может быть приостановлено, если государство-член не выполняет своих обязательств. Иными словами, Совет ОДКБ может принять решение о выводе страны из организации. В этом случае голос страны не будет приниматься во внимание.
– Первые дни заседания осенней сессии Милли Меджлиса запомнились и неоднозначными заявлениями наших парламентариев по поводу российско-азербайджанских отношений…
– Наши отношения с РФ определяются как стратегические. И, на мой взгляд, по своему содержанию они стоят гораздо выше, чем любые формальные союзнические отношения. Залогом тому являются личные дружественные, доверительные отношения президентов наших стран. Как сказал в одном из своих выступлений президент Ильхам Алиев: «Наши отношения с Россией именно такие, какие должны быть между соседями и друзьями».
И я уверен, что никакие частные мнения парламентариев, экспертов и различных политических кругов не смогут повлиять на эти отношения, которые, безусловно, будут развиваться нарастающими темпами.