Влиятельное издание Forbes опубликовало материал, касающийся ситуации на нефтяном рынке.
Как передает AZE.az со ссылкой на Media.Az, в тексте, в частности, отмечается, что цена нефти марки Brent, похоже, закрепилась в диапазоне $80-90 за баррель. Ее дальнейшая динамика будет зависеть от того, удастся ли Саудовской Аравии и России компенсировать падение экспорта нефти из Ирана, которое должно ускориться в ноябре, на фоне вступления в силу американских санкций.
Любопытно, что три года назад цены на нефть падали так же быстро и неожиданно, как сейчас растут, причем главным фактором, который привел к обвалу котировок до локального минимума в $28 за баррель, был Иран.
«Правда, тогда добыча в Иране не падала, а росла и американская администрация не вводила санкции, а снимала их. Этот пример наглядно демонстрирует, насколько цены на нефть зависят от геополитики и почему они плохо поддаются прогнозированию», – отмечает Forbes.
При этом текущая позиция американской администрации выглядит, если выражаться языком дипломатии, крайне непоследовательно. С одной стороны, Дональд Трамп вводит жесткие санкции против Ирана, с другой — критикует ОПЕК за высокие цены на нефть.
В сентябре 2018 года добыча нефти в Иране упала на 350 000 баррелей в день по сравнению с тем максимумом, который страна может добывать в соответствии с условиями сделки ОПЕК+ по ограничению добычи, и это при том, что санкции формально еще не начали действовать. В октябре-ноябре падение может ускориться, и, к концу года достичь 1 млн. баррелей нефти в день, если не больше, — примерно так же добыча упала во время действия прошлого раунда санкций.
Если у России и Саудовской Аравии не хватит мощностей, чтобы компенсировать уменьшение поставок «черного золота» из Ирана и Венесуэлы, то высокие цены на нефть сохранятся в ближайшие месяцы и могут даже превысить планку в 100 долларов за баррель.
Сегодня на вопросы издания отвечает Владислав Кондратьев, редактор Информационно-аналитического портала «Каспийский вестник».
– Насколько фактор Ирана влияет на стоимость нефти на мировых рынках?
– То, что в последние несколько лет ситуация вокруг Ирана остается одним из главных факторов, влияющих на ценообразование на рынке нефти, сомнению не подлежит.
Вместе с тем, влияние на эти процессы оказывают и другие крупные игроки. Когда на рынке происходило снижение цен, ситуацию стабилизировало решение ОПЕК о сокращении добычи нефти. Так что сегодня и Россия, и Саудовская Аравия могут способны оказывать важное стабилизирующее воздействие на нефтяные цены.
Поэтому хоть фактор Ирана сегодня весьма важен, в мире есть и другие силы, которые могут компенсировать колебания на рынке нефти. И этот механизм, как мы видим, при необходимости довольно успешно работает.
– А как вы думаете, стоит ли нефтедобывающим странам, в числе которых Россия, Казахстан и Азербайджан, формировать свой бюджет исходя из нынешних цен на нефть? Или лучше заложить в бюджет цену на нефть на порядок ниже сегодняшней, и даже завтрашней?
– Руководство нефтедобывающих стран уже неоднократно сталкивалось с существенными колебаниями на рынке нефти, и они имеют богатый опыт реагирования на эти тенденции.
И Россия, и Азербайджан, и Казахстан прекрасно понимают, чем опасна «голландская болезнь». Поэтому они на протяжении последних лет активно работают над диверсификацией своих экономик.
Да, конечно, сегодня этим странам пока сложно избавиться от сырьевой зависимости, однако «вода камень точит», поэтому рано или поздно им удастся стабилизировать структуру своих доходов.
Необходимые для этого меры, как показывает практика, реализуются. Исходя из этого, нефтедобывающие страны вряд ли будут отказываться от своего экономического курса, не собираясь рассчитывать на высокие нефтяные котировки при формировании своего бюджета.
– А какой может быть цена на нефть в случае еще большего усиления санкций на Иран?
– На мой взгляд, потенциал влияния на нефтяной рынок путем санкционного давления на Иран, уже исчерпан. (Иными словами, цена на нефть, скорее всего, останется на нынешнем уровне – ред.)
Существенно на ситуацию может повлиять только лишь перекрытие Ираном Ормузского пролива, однако такая перспектива сегодня все-таки маловероятна.
Как я уже сказал ранее, ведущие нефтедобывающие страны способны сегодня с использованием действующих механизмов влияния добиться выгодной для себя цены на «черное золото».