Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон побывал 24 октября в Баку. Его поездка в Россию, Азербайджан, Армению и Грузию была анонсирована еще несколько недель назад, и, по странной случайности, совпала с заявлением президента Дональда Трампа о выходе Вашингтона из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД).
Прибыв из Москвы в Баку, Джон Болтон провел встречу с главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым. Затем его принял президент республики Ильхам Алиев. Высокопоставленный представитель американской администрации на встрече с азербайджанским лидером обсудил иранскую ядерную программу и шаги по «сдерживанию» Ирана в ближневосточном регионе. Стороны также затронули вопрос урегулирования карабахского конфликта, передает AZE.az.
В чем же цель поездки советника Болтона в регион Южного Кавказа в целом и в Азербайджан в частности? В беседе с EADaily бывший министр иностранных Азербайджана Тофик Зульфугаров отметил, что сама география поездки советника Трампа показывает, что её основной целью являются взаимоотношения США с Россией и ситуация вокруг Ирана.
«Наш регион важен и по теме России, и по теме Ирана. Можно говорить о том, что Соединенные Штаты активизируют свою политику в странах Южного Кавказа. Второй момент — Иран. Исламская Республика находится в центре внимания администрации президента США. И любое развитие ситуации в той или иной степени связано с нами, с нашим регионом. Южнокавказские республики граничат и находятся поблизости с ИРИ. И особенно это касается Азербайджана, ведь в Иране живет много наших соотечественников (по разным данным в Иране проживают от 20 до 30 миллионов азербайджанцев). Так что этот компонент крайне важен», — говорит Зульфугаров.
Наш собеседник отмечает и третий важный момент, касающийся Азербайджана и Грузии: «Речь идет о диверсификации поставок энергетических ресурсов в Европу, что поддерживают США». «Да и Евросоюз в лице канцлера Германии Ангелы Меркель также подчеркивает важность диверсификации поставок энергоресурсов в страны Европы. К другим темам, которые интересуют Джона Болтона можно добавить сотрудничество со странами региона в плане координации усилий по борьбе с терроризмом», — отмечает экс-глава МИД Азербайджана.
Что касается темы «сдерживания Ирана» и насколько это может быть оправдано для Азербайджана? Ведь Баку вложил немалые инвестиции в железнодорожную инфраструктуру Ирана в рамках проекта «Север-Юг». По мнению Зульфугарова, эту тему нынешняя американская администрация сознательно педалирует. «Но, на самом деле, что беспокоит США? Это, в первую очередь усиление взаимоотношений между Ираном и Россией в военно-технической области, сирийский конфликт. Что касается транзитных, транспортных, да и в целом экономических взаимоотношений с Ираном, то они имеют второстепенное значение. Особенно в контексте азербайджано-иранских отношений», — считает собеседник.
По его словам, структура этих отношений и экономические связи не затрагивают военную сферу и не вписываются даже в определение «сотрудничество в сферах, имеющих двойное назначение». “Все прекрасно понимают истину: любые процессы в Иране связаны с фактором Азербайджана. Но Азербайджан никогда не позволит себя использовать в качестве плацдарма для каких бы то ни было антииранских действий”, – отметил аналитик.
Экс-глава МИД Азербайджана отмечает, что никакого скрытого смысла в визите Джона Болтона в Азербайджан нет: «В контексте России — это демонстрация того, что США и в целом Запад не признают особые права РФ на постсоветском пространстве».