Главные новости, сенсационные заявления, яркие кадры и все самое интересное, что произошло в России и Азербайджане за неделю в программе Андрея Шляпникова “В центре внимания” на портале «Москва-Баку».
Как сообщает AZE.az, главные темы выпуска:
– Южно-Кавказское турне ОБСЕ. Лавров назвал причину, почему затягиваются переговоры по Карабаху
– Слёт союзников. Турция, Иран и Азербайджан подписали Стамбульскую декларацию
– Выборы в Грузии. Кого из фаворитов могут поддержать соседние государства.
Третий лишний
На прошедшей неделе сопредседатели Минской группы ОБСЕ, вслед за помощником президента США по Национальной безопасности Джоном Болтоном, отправились по Закавказью. Главная цель – активизировать переговорный процесс по Нагорному Карабаху. Делегация из представителей России, Франции и США сначала посетила Ереван, затем Нагорный Карабах, а после отправилась в Баку.
Визит проходил на фоне все более настойчивых призывов Еревана и самопровозглашенного Карабаха расширить формат мирных переговоров путем включения в него непризнанного Нагорного Карабаха. В Баку это предложение считают неприемлемым, поскольку согласно официальным документам сторонами конфликта являются Армения и Азербайджан, а азербайджанская и армянская общины Нагорно-Карабахского региона – заинтересованными сторонами. Но Пашинян пока не хочет отступать от своих предыдущих заявлений.
“Если Азербайджан действительно привержен к миростроительству, он должен начать переговоры с основной стороной этого конфликта Нагорным-Карабахом”, – заявил Пашинян на 73-й сессии Генассамблеи ООН.
По итогам визита в Ереван Джон Болтон анонсировал прорыв в переговорах на Карабаху в случае победы на выборах Никола Пашиняна, однако сам Пашинян довольно резко одернул Болтона. “Каждый может говорить от своего имени. Джон Болтон говорит за себя. И Болтон, и вообще кто-либо не может говорить от моего имени. Конечно, возможности избрания есть, но я говорил, что не может быть какого-то решения, которое не будет приемлемо для народов Армении».
Затем Пашинян добавил, что решение должно быть приемлемым и для народа Азербайджана. Представители ОБСЕ как раз и приехали в поисках приемлемых решений для всех сторон. А еще было важно остудить горячие головы. Искать компромиссы сложно, когда некоторые заявления политиков делают невозможным активизацию переговорного процесса.
Месседж Еревану
Но если в Ереване были представители Франции, США и России, то до следующего пункта – Нагорного Карабаха, доехали только двое. Российский посредник Игорь Попов от поездки на спорные территории решил отказаться. В Нагорном Карабахе представители ОБСЕ встречались с главой НК Бако Саакяном, министрами иностранных дел и обороны. В ходе встреч Бако Саакян повторил тезис Никола Пашиняна о необходимости участия в переговорах представителей Нагорного Карабаха. В Минской группе предпочли оставить эти заявления без внимания.
Что же хотел сказать своим поступком Попов? Возможно, это был определенный месседж Еревану, ведь вторая сторона конфликта, Азербайджан, выступает против участия представителей Карабаха в каких либо переговорах. Корреспондент «Москва-Баку» спросила мнение министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о возможном участии в переговорах третьей стороны. И вот что он сказал:
«Что касается объявления, которое Никола Пашинян не раз делал, о необходимости привлечь нагорно-карабахскую сторону, к переговорам, мы уже комментировали эти заявления. Это вопрос, который должен решаться самими сторонами конфликта. В свое время карабахские представители участвовали в переговорах Баку и Еревана. По предложению армянского руководства эта практика была изменена и переговоры уже много лет ведутся напрямую только между Арменией и Азербайджаном. Разумеется, мы исходим из того, что Ереван в своих переговорных позициях учитывает подходы Карабаха, но для того, чтобы менять нынешний двусторонний формат, требуется согласие обеих сторон. Насколько мы знаем, такого согласия нет, и я не стал бы, честно говоря, выдвигать предварительные условия для того, чтобы начать рассматривать сущностные вопросы нагорно-карабахского урегулирования».
В Баку Эндрю Шефера, Игоря Попова, Стефана Висконти и специального представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика принял президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Детали встречи не афишировались. Пресс служба президента Алиева ограничилась коротким заявлением, что на встрече были обсуждены нынешнее состояние и перспективы переговоров по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.
Также у представителей ОБСЕ состоялась в встреча с министром обороны Азербайджана генерал-полковником Закиром Гасановым. В ходе встречи стороны обсудили сложившуюся ситуацию на линии соприкосновения и перспективы переговоров по урегулированию конфликта.
Генеральный секретарь ОБСЕ Томас Гремингер в Москве рассказал о позиции ОБСЕ. Гремингер отвечая на вопрос “Москва-Баку” в частности сказал:
«Прошла очень успешная встреча в Душанбе, которая позволит восстановить доверие между всеми представителями. Я надеюсь, что встреча Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ в Милане позволит нам выразить поддержку работе сопредседателей, в также призвать все стороны найти в себе политическую волю для того, чтобы способствовать разрешению этого вопроса. Я думаю, что крайне необходимо для всех сторон конфликта работать в конструктивном ключе для того, чтобы избегать нагнетания риторики и снизить напряженность на линии соприкосновения. Я также считаю, что крайне необходимо использовать это время для того, чтобы создать атмосферу, которая будет способствовать конструктивным и слаженным переговорам, и такая атмосфера крайне необходима для того, чтобы все стороны могли пойти на непростые компромиссы, которые будут необходимы для того, чтобы добиться долгосрочного и всеобъемлющего мира».
Что мешает договориться
Сергей Лавров назвал еще одну причину, которая мешает ускорить активизацию переговорного процесса.
“Насколько я знаю, договоренность по итогам душанбинской встречи и.о. премьер-министра Армении и президента Азербайджана заключалась в том, что контакты нужно продолжать и что министры иностранных дел будут встречаться и что, конечно, и Армения, и Азербайджан готовы работать с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Мы такую договоренность, конечно, приветствуем, хотя понимаем, что пока внутриполитические процессы в Армении не завершатся (бурные, которые мы сейчас наблюдаем), едва ли возможно будет всерьез рассматривать конкретные варианты выхода из этого кризиса и обеспечения полноценного нагорно-карабахского урегулирования” – сказал Лавров.
Напомню, что очередной политический кризис в Армении разразился из-за намерения бывшего премьера Никола Пашиняна, пришедшего к власти на волне акций протестов, провести досрочные парламентские выборы.
Возможно, первым шагом навстречу друг другу могли бы стать соглашения по гуманитарной линии. Азербайджанская сторона выдвинула предложение об освобождении находящихся в плену военнопленных. Председатель Госкомиссии по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших граждан Азербайджана генерал-полковник Мадат Гулиев заявил, что в Армении в плену и заложниках все еще находится 871 гражданин Азербайджана. Однако Армения не выразила отношения к этому гуманному предложению и остается безучастной к судьбе жертв войны.
Пашинян на перекрестке
У руководства Армении сейчас много других проблем. Пашинян пытается узаконить свою власть и разрывается между США и Россией. Так Пашинян не исключил, что Армения рассмотрит предложения США о закупке американского оружия. И это заявление страны члена ОДКБ. Болтон призвал руководство Армении отказаться от своих традиционных партнеров и поддержать оружие США.
Российский МИД отнесся к таким заявлением с долей иронии, заявив «Естественно, [Болтон] не забыл прорекламировать американское оружие, которое Армении надлежит приобретать вместо российского».
При этом Пашинян не собирается отказываться от поставок российского оружия в рамках военного кредита на $100 млн долларов.
Оправдываться пришлось министру обороны Армении Давиду Тонояну. Вот что он сказал:
“Мы не обсудили с помощником президента США по национальной безопасности [Джоном] Болтоном вопросы о покупке американского оружия. Оружейный рынок является открытым, но в настоящее время мы не нуждаемся в покупке американского оружия”.
А вот экс министр обороны Армении Виген Саркисян подверг критике внешнюю политику Пашиняна:
“Впервые целью официального армяно-американского диалога была не взаимная сверка собственных интересов и подходов, а информирование одной из сторон о своих интересах. Было впечатление, что Болтон — советник не президента США, а премьер-министра Армении, и что он прибыл для того, чтобы подсказывать, что делать, а что нет”.
Также Саркисян не помнит случая, чтобы американские партнеры ставили под вопрос стратегический союз между Арменией и Россией. Он вспоминает телефонный звонок вице-президента США Джо Байдена президенту Саргсяну, с целью сообщить о том, что США с особым пониманием относятся к самостоятельному решению Армении о вступлении в Евразийский союз.
Стамбульская встреча
А вот Азербайджан от своих партнеров и друзей не отказывается. В Стамбуле состоялась VI трехсторонняя встреча глав МИД Турции, Азербайджана и Ирана – Мевлюта Чавушоглу, Эльмара Мамедъярова и Мохаммада Зарифа. Cтороны отметили важность расширения экономического и торгового сотрудничества между странами. Кроме того, главы МИД трех стран приняли решение продлить до 2021 года план деятельности в рамках секторального сотрудничества. Ну и по итогам трехсторонней встречи была подписана Стамбульская декларация, в которой подчеркнута приверженность положениям принятых на предыдущих встречах, а так же то, что страны остаются привержены принципам солидарности, сотрудничества и дружбы народов.
Министры отметили обязательства по принципам невмешательства во внутренние дела государств и урегулирования мирным путем всех конфликтов с соблюдением норм международного права, особенно с оказанием поддержки и проявлением уважения к суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности признанных на международном уровне государственных границ. В этом контексте еще раз была подчеркнута важность урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта на основе вышеперечисленных принципов — отмечается в тексте декларации.
Эта встреча министров состоялась через несколько дней после визита Джона Болтона в Баку, где советник по нацбезопасности президента США в ходе переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и министром иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым поднимал иранский вопрос. Стороны остались при своем мнении. Азербайджан не собирается разрывать сотрудничество с Ираном, а наоборот будет его укреплять. Тому подтверждение активная работа стран по строительству нового торгового пути Север-Юг. Уже в ближайшее время планируют ввести в эксплуатацию семь тысяч километров морских, автомобильных и железнодорожных маршрутов. Расчетная пропускная способность коридора – от 20 до 30 миллионов тонн грузов в год, и он позволит сократить время и затраты на 30 – 40 процентов.
Так же Стамбульская декларация была подписана между Турцией, Азербайджаном и Грузией. Эти страны связывают крупные инфраструктурные проекты. К перевозке пассажиров по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс планируется приступить уже в третьем квартале 2019 года. В первом квартале 2019 года в Азербайджане будут доставлены новые вагоны швейцарской компании “Stadler”. Дорога уже во всю эксплуатируется. C момента открытия по ней было перевезено порядка трех тысяч контейнеров.
Грузинские выборы
В центре нашего внимания также и политическое будущее Грузии. Последние прямые выборы в стране не спешат уходить в историю. Кандидату в президенты от правящей партии Грузии Саломе Зурабишвили не удалось победить в первом туре. В спину ей дышит оппозиционер Григол Вашадзе. Кто же в итоге победит и что ждет Южный Кавказ?
Многие прочили Саломе Зурабишвили безоговорочную победу после того, как она заручилась поддержкой правящей партии “Грузинская мечта”. Однако результаты получились неожиданными. Зурабашвили и ее главного соперника от оппозиции Григола Вашадзе разделил всего 1 процент. 38,64 сотых Зурабашвили против 37,74 сотых процентов Вашадзе. Он и становится фаворитом второго тура выборов, его поддержал бронзовый призер первого тура кандидат от партии «Европейская Грузия» Давид Бакрадзе, в копилке которого почти 11 процентов и другие кандидаты. Однако Зурабишвили по мнению экспертов еще поборется.
Политолог Рауф Раджабов считает, что “в первом туре участвовало 46 с небольшим процентов имеющих право голосовать. Примерно 53 процента населения Грузии имеют право прийти и думаю процент пришедших возрастет. Почему, потому что грузинская мечта правящая партия, исполнительная власть, правительство, управленцы, чиновники. Они постараются привлечь большую часть из тех, кто не голосовал”.
Программа всех кандидатов была построена на сближении с Западом и НАТО и отдалении от Москвы.
На это отреагировала представитель МИДа России Мария Захарова:
«С большим сожалением могу констатировать, что в ходе продолжающейся избирательной кампании звучали антироссийские высказывания, это действительно огорчает и не способствует нормализации двусторонних отношений».
Зурабишвили позволила себе заявить, что августовскую войну 2008 года все же начал Саакашвили, что противоречит сложившемуся в тбилисской элите мнению о том, что Грузия в той войне только защищалась. Соперники Зурабишвили использовали это ее заявление как повод, чтобы в предвыборной риторике назвать ее «промосковским» политиком. Российские политологи считают, что это, конечно, громко сказано, но Зурабашвили хотя бы по гендерному признаку удобнее для Москвы и в случае избрания политика-женщины отношения между Россией и Грузией станут более ровными.
Директор российского Института ЕАЭС Владимир Лепехин считает, что “в Грузии всегда велика была роль женщин, которые умиротворяли темпераментных грузинских мужчин. В политике это видно. Известные грузинские политики-женщины – более уравновешенны, более прагматичны, чем политики-мужчины”.
Предсказать исход выборов крайне сложно. Грузинский электорат может выбрать кандидата, который перед вторым туром сделает ставку на восстановление отношений с Северным соседом.
По мнению эксперта Российского совета по международным делам Алексея Фененко в Грузии “пошли разочарования в партнерстве с Евросоюзом. Сухопутной границы нет, грузинское продовольствие на рынках ЕС не очень хотят видеть Румыния, Болгария, Греция и Италия. Так что волей-неволей судьба Грузии – это искать какой-то компромисс с Россией”.
За выборами в Грузии пристально следят и в Азербайджане. Баку для Тбилиси остается очень важным партнером. Грузия во многом зависит от Азербайджана в энергетической сфере. Государства объединяет глобальный транспортный проект железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. По мнению, азербайджанских политологов, для Азербайджана очень важна предсказуемая стабильная Грузия, которая в лице правящей партии показала себя надежным партнером.
При любом раскладе президент Азербайджана Ильхам Алиев найдет общий язык с любым победителем. Зурабишвили и Вашадзе бывшие дипломаты, а Вашадзе и вовсе учился с Алиевым в одном альма-матер МГИМО.