Процесс «евразийского движения» Баку дополняется российско-турецким диалогом, однако в российской элите есть традиционалисты, которые все еще считают Ереван «закавказским якорем» России, словно на дворе еще 1998 год.
Как передает AZE.az, об отношениях Армении и Белоруссии, об итогах визита президента Азербайджана в Минск и о процессах в ОДКБ, рассказал Yenicag.ru эксперт по безопасности Алексей Фененко.
— Сейчас наблюдается дипломатический скандал между Арменией и Белоруссией из-за поста генсека ОДКБ. Как вы считаете, к чему приведут эти разногласия?
— Происходящее свидетельствует о серьёзных трениях внутри ОДКБ. Интересы участников этой организации расходятся друг с другом. Для России ОДКБ — это, прежде всего, противовес НАТО, для стран Центральной Азии — инструмент сдерживания экстремистов из Афганистана и Пакистана, для Армении — инструмент противодействия Азербайджану и Турции. Но, интересы участников не просто стали расходиться. Выясняется, что страны ОДКБ не всегда могут быть готовы оказать друг другу военную помощь.
Руководство Белоруссии не скрывало, что опасается быть втянутым в конфликты в Закавказье и Центральной Азии. Армения явно дистанцируется от ОДКБ и развивает военное партнерство с НАТО. В Вашингтоне и Париже даже осторожно обсуждают сценарий появления в Армении американских военных. Страны Центральной Азии также мало интересуются ростом военной напряженности у западных границ России и Белоруссии. Все это может привести к эрозии единой стратегической концепции ОДКБ. Москву тревожат эти процессы.
— Очевидно, что Казахстан и Белоруссия выступают за вхождение Азербайджана в ОДКБ. Насколько это реалистично? В этом случае Армения выйдет из этой организации?
— Вопрос о вступлении Азербайджана в ОДКБ пока застыл в неопределенности из-за неясности перспектив Армении. Казахстан и страны Центральной Азии в самом деле были бы рады видеть Баку в составе этой организации. В Российской элите тоже есть раскол. Прагматики понимают, что объективно Азербайджан все больше сближается с ОДКБ и ЕАЭС, а Армения балансирует в сторону НАТО. Тем более, что процесс «евразийского движения» Баку дополняется российско-турецким диалогом. Им противостоят традиционалисты, которые все еще считают Ереван «закавказским якорем» России, словно на дворе еще 1998 год.
Но здесь само армянское руководство словно делает все для того, чтобы ослабить позиции своих союзников в Москве. Правительство Пашиняна хотело бы дистанцироваться от ОДКБ, но при наличии двух условий. Первое: инициатива конфликта должна исходить из Москвы. Второе: получение гарантий безопасности со стороны НАТО, но для этого пока еще нужно время: вектор расхождения Москвы и Еревана должен получить оформление.
— Состоялся визит президента Азербайджана в Минск. Как вы оцениваете отношения Белоруссии и Азербайджана?
— Сегодня Азербайджан и Белоруссия достаточно далеки, но потенциально они очень важны друг другу. Белоруссия — это торговые ворота из стран ЕС в Россию и наоборот, это западные ворота ЕАЭС. Азербайджан интегрируется в формирующуюся евразийскую транспортную систему. Потенциально он дает транспортные коридоры на Иран, в том числе и в страны Ближнего Востока.
Здесь таможенный и торговый диалог Белоруссии и Азербайджана может дополнять друг друга, и это будет способствовать улучшению отношений. Ереван, конечно, будет играть на опасения белорусской элиты быть втянутой в конфликт в Закавказье. Но Армения, сближаясь с НАТО, сужает для себя возможность игры на белорусском направлении.