Резкое падение цен на нефть, начавшееся в октябре, приведет к очередному экономическому кризису в Азербайджане и сокращению заложенных в бюджет расходов, создаст риск девальвации маната, считают опрошенные “Кавказским узлом” эксперты.
В течение девяти месяцев 2018 года цены на нефть повысились на 39%, однако только за последние 45 дней нефть подешевела на 25%, и это отразится на экономике Азербайджана, отметил глава Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан.
Цена эталонной марки Brent с 4 октября по 28 ноября упала с 85,57 доллара за баррель до 59,38, следует из данных, опубликованных РБК.
По словам аналитика, снижение цен вызвано превышением предложения над спросом. Ежесуточно на мировой рынок выводится на 1,2-2 миллиона баррелей нефти больше реальной потребности в ней, сказал Шабан.
В январе 2019 года состоится заседание представителей стран ОПЕК (Организации стран-экспортеров нефти) и государств, добывающих нефть, но не являющихся участниками этой организации. Они могут договориться о том, как стабилизировать цены, но предпосылок для резкого подорожания нефти нет, отметил Ильхам Шабан.
Экспортеры нефти, напротив, намерены увеличивать добычу нефти, отметил глава Центра экономических исследований Губад Ибадоглу. “Саудовская Аравия настаивает на повышении добычи. Кроме того, в России в конце этого года и начале следующего года будут введены в эксплуатацию еще три месторождения. В США растет производительность добычи. Мягкие санкции против Ирана также практически не влияют на объемы поступления нефти на рынок. С другой стороны Венесуэла планирует с будущего года увеличить добычу. Все это дает основания прогнозировать не только стабилизацию цен на нынешнем уровне, но и дальнейшее удешевление нефти”, – сказал Ибадоглу.
Дефицит в два миллиарда манатов (1,17 миллиарда долларов), заложенный в госбюджет Азербайджана, при низких ценах на нефть покрыть не удастся, указал Ильхам Шабан. “Когда cоставляли проект госбюджета, мировые цены на нефть колебались в пределах 80-90 долларов за баррель, и в правительстве спрогнозировали бюджетные данные, исходя из цены нефти 60 долларов за баррель. Видимо, они рассчитывали, что даже при ценах нефти 75 долларов за баррель удастся покрыть дефицит за счет сверхприбылей от продажи нефти. Если же цены сохранятся при нынешних 60 долларов за баррель марки Brent и чуть дороже для азербайджанской легкой нефти AzeriLight, то покрыть дефицит вряд ли удастся”, – сказал глава Центра нефтяных исследований.
Реальные риски для азербайджанской экономики начинаются при падении цены за баррель нефти ниже 50 долларов, считает заместитель председателя Общественного объединения содействия экономическим инициативам Ровшан Агаев.
“Снижение цен на нефть до 55 долларов за баррель не создает серьезных рисков ни для платежного баланса, ни для госбюджета. В этом ценовом диапазоне просто правительство может не добрать планируемых трех миллиардов манатов в Государственный нефтяной фонд. При самом худшем варианте просто Нефтяной фонд растратит доходы, собранные в будущем году. Но 50 долларов за баррель – это уже зона риска. На этой точке правительству уже придется, как в 2015 году, уменьшить трансферты из Нефтяного фонда в госбюджет и для обеспечения его баланса сократить бюджетные расходы на два миллиарда манатов либо же прибегать к использованию резервных средств. 50 долларов за баррель – уже недостаточно для сохранения позитивного сальдо платежного баланса. Эта точка также станет сигналом для Центробанка для постоянных вмешательств для сохранения стабильности курса национальной валюты во избежание ее девальвации”, – написал Агаев на своей странице в Facebook.
Адекватной базовой ценой для госбюджета Азербайджана на 2019 год является 40 долларов за баррель, полагает Губад Ибадоглу. “Даже если мировые цены не упадут до этого уровня, Азербайджану нужно застраховаться от внешних шоков”, – сказал он.
По мнению Ибадоглу, если правительство не изменит прогнозные данные бюджета сейчас, то все равно придется делать это в 2019 году. Правительству следует провести сокращение расходной части бюджета, защитив при этом социальные статьи. Уменьшение цен на нефть в средней и долгосрочной перспективе скажется и на курсе маната по отношению к доллару, добавил Губад Ибадоглу.
Он считает, что правительство должно быть готовым к разным сценариями развития ситуации, чтобы защитить реальный и финансовые секторы, а также потребительский рынок, не позволить разогнаться инфляции. “К сожалению, после кризиса 2015-2016 годов, когда национальная валюта обесценилась в два раза, правительство так и не смогло реально ослабить зависимость экономики от нефтяного сектора. Сейчас все еще 70% доходов госбюджета и 90% экспорта обеспечиваются за счет нефти”, – сказал Ибадоглу.
В отличие от прошлого кризиса, Азербайджану удастся менее болезненно пережить низкие цены на нефть, полагает член Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции Тогрул Джуварлы.
“Во-первых, снижение цен на нефть не будет столь продолжительным, как в предыдущем цикле, начавшемся в 2014 году. Многие международные исследовательские центры прогнозируют, что если резкое падение – до 40-45 долларов за баррель и будет, то на очень короткий период, и уже к средине следующего года цены вернутся на уровень 70-80 долларов за баррель. Кроме того, Азербайджан все-таки принял меры по диверсификации доходов – расширилась налогооблагаемая база, увеличились поступления по линии таможенного комитета, усилилась финансовая дисциплина по государственным расходам, пресечению оттока капитала. Банки стали более ответственны в кредитной политике. С учетом всего этого и запасов Нефтяного фонда страны, достигающих сегодня 43 млрд долларов, период низких цен на нефть удастся проскочить менее болезненно и, главное, не допустить девальвации национальной валюты, которая психологически действует на всю экономику”, – сказал эксперт корреспонденту “Кавказского узла”.
Падение цен на нефть не приведет к снижению цен на нефтепродукты внутри страны, отметил эксперт Ильхам Шабан. “Дело в том, что Госкомпания SOCAR продает нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке по фиксированным ценам, которые определяются тарифным советом при правительстве. Понижение цен на нефть на мировом рынке не будет служить основанием для изменения цен на внутреннем рынке. Правительство будет компенсировать снижение доходов за счет резервов Государственного нефтяного фонда”, – сказал Шабан.
По его словам, Азербайджан самостоятельно удовлетворяет свои потребности в автомобильном топливе на 95-97%. Только бензин премиум-класса поставляется из-за рубежа.
Если цены на нефть упадут ниже 50 долларов за баррель и начнется сокращение бюджетных расходов, то пенсий, зарплат бюджетников, пособий и стипендий это не коснется, считает эксперт-экономист, исполнительный секретарь партии “Республиканская альтернатива” Натиг Джафарли.
“Как было и в 2015-2016 годах, сокращения коснутся государственных инвестиционных расходов. А это немало. На 2019 год они предусмотрены в размере 7 млрд манатов, а это более четверти бюджетных расходов. Урезание инвестиционных расходов будет означать неоткрытие новых рабочих мест, отсутствие заказов для частного и государственного секторов, сокращение штатов, частичное закрытие предприятий. В целом это отразится на экономической активности в стране и ударит по социальному положению населения”, – сказал Джафарли корреспонденту “Кавказского узла”.
Он не ожидает резкой девальвации маната. “Вероятно, сейчас правительство предпочтет тратить резервы Нефтяного фонда и Центробанка на поддержку маната. Или в крайнем случае не резко, а плавно в течение года опустит курс маната по отношению к доллару на 10-15%”, – предположил Джафарли.
Нефтяной кризис не будет столь болезненным, как прошлый и потому, что с 2019 года увеличатся доходы Азербайджана от экспорта газа в рамках проекта “Шахдениз-2”, а с 2020-2021 года газ будет поставляться и в Южную Европу, добавил эксперт.