Ситуацию в Армении в преддверие внеочередных парламентских выборов анализирует политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала “Москва-Баку”.
На финише года сразу две закавказские республики – Грузию и Армению захлестнули страсти и эмоции большого избирательного сезона с его непредсказуемостью и адреналином.
В Грузии в ходе второго тура президентских выборов на этой неделе весьма драматично разрешилась главная политическая интрига последних месяцев, принесшая успех ставленнице правящей партии «Грузинская мечта» Саломе Зурабишвили. Хотя опросы отдавали преимущество кандидату от оппозиционной партии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» Григорию Вашадзе.
А в Армении, где нет Михаила Саакашвили и его ставленников, грозящих новой «революцией роз», но есть свой подвергшийся уголовному преследованию экс-президент Роберт Кочарян, все еще впереди. Здесь идет своя схватка за власть между «революционерами» и «контрреволюционерами», между «бывшими» и теми, кто считает себя «настоящими». И претендует на то, чтобы определять будущее страны: и по экономике, и по Карабаху, и по отношениям с соседями и остальным миром.
Как передает AZE.az, по мере приближения внеочередных парламентских выборов в Армении напряжение растет: никто иной, как заместитель председателя бывшей правящей Республиканской партии Армен Ашотян на днях пообещал Николу Пашиняну и нынешним властям «большой сюрприз» на внеочередных парламентских выборах 9 декабря. Чтобы понять, каким будет это «большой сюрприз» ждать осталось недолго.
Между тем, сравнение двух избирательных кампаний, и поднятых на них вопросов дает по-своему уникальную возможность понять и ожидания избирателей, и то, что борющиеся за власть политики способны им предложить. Так складывается общая картина того, куда идет каждая из стран.
Что касается Грузии, то учитывая существовавшее вплоть до дня выборов 28 ноября значительное число неопределившихся избирателей, стороны политического противостояния попытались прибегнуть к последнему сильнодействующему средству, которым стала крайне болезненная тема банковской задолженности граждан по кредитам. Накануне выборов премьер-министр Мамука Бахтадзе сообщил в эфире общенациональных телеканалов, что, начиная с 15 декабря и до конца года власти «покроют банковскую задолженность 600 тысяч граждан перед коммерческими банками и другими кредитными организациями».
Как видим, обещание сработало, и сработало блестяще. Грузинские избиратели проголосовали за Саломе Зурабишвили — ставленницу лидера правящей партии, а заодно и самого богатого человека страны Бидзину Иванишвили, который, судя по всему, и раскошелится, чтобы не обмануть чаяния граждан.
А как намерены получить голоса избирателей в Армении?
В отличие от Грузии, в Армении банальных денег избирателям не обещают: здесь говорят о высоких материях, о судьбах страны. «Наша воля крепче камня и наш дух не сломить», — воззвал к своим соратникам на многотысячном митинге Никол Пашинян, пообещавший при поддержке народа привести Армению к счастью, процветанию и свободе.
Кто же не хочет быть счастливым, процветающим и свободным? Этого в нашем мире хотят все. Не случайно обещания обеспечить эти три ключевых условия достойного существования человека входят в обязательную программу политиков во всех странах мира. И Армения в этом смысле не исключение. Вопрос в том, как достичь этой цели.
Между тем, при более внимательном рассмотрении нынешней избирательной кампании в Армении нельзя не заметить: главный упор Никол Пашинян и его оппоненты делают не на социально-экономических вопросах и стратегических программах развития. О необходимости привлечения в страну иностранных инвестиций активно говорит, пожалуй, лишь лидер партии «Процветающая Армения», миллионер Гагик Царукян. Но призывы Царцукяна погоды не делают: стать правящей его партия, судя по всему, не имеет шансов.
Гораздо более острой и можно сказать ключевой темой этих выборов стала беспроигрышная в электоральном смысле тема Нагорного Карабаха, на которую борющиеся за власть армянские политики в эти дни делают основную ставку.
Отбиваясь от выдвинутых против него обвинений, что, сохранив за собой власть после выборов 9 декабря, он пойдет на неоправданные уступки Азербайджану, Никол Пашинян на днях напомнил о том, что он «стал первый руководителем Армении», потребовавшим, чтобы еще одной стороной переговоров под эгидой Минской группы ОБСЕ стал Карабах.
«Сегодняшняя власть представляет для Карабаха большую угрозу, чем Азербайджан», — пугал избирателей на днях один из видных представителей все еще имеющей большинство в парламенте Республиканской партии Давид Шахназарян. «Нужно «как можно раньше избавиться от этого режима», – призвал он.
Еще одной горячей темой, позволяющей измерить градус патриотизма, стала тема обмена пленных между Арменией и Азербайджаном. С идеей обмена пленными по схеме “всех на всех” выступил официальный Баку, предложивший обменять троих граждан Армении на двоих азербайджанцев. Армения ответила отказом, заявив, что на армянской стороне нет азербайджанских пленных. Даже открытое обращение армянского военнопленного Арсена Багдасаряна к Пашиняну с просьбой пойти на обмен не растопило сердце «кумира улиц и площадей».
И наконец, судя по всему, под предстоящие выборы неожиданно всплыла тема поездки лидера непризнанной Нагорно-Карабахской республики Бако Саакяна в Россию и другие страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ. что, конечно, Никол Пашинян поспешит записать себе в актив.
В полной мере осознавая, что эти поездки вызовут негативную реакцию Баку, армянская сторона, тем не менее, пошла на обострение. Причина все та же: тема Карабаха остается в армянской политике единственным ресурсом для мобилизации нации. Другого столь же мощного ресурса, кроме общих призывов к счастью, процветанию и свободе пока не просматривается.
В этой связи нельзя не заметить и того, что вопрос о Карабахе все больше определяет отношения Армении с другими государствами, включая ее союзников. Выступая на этой неделе на предвыборном митинге в городе Ванадзор, Никол Пашинян опять-таки, говорил не об инвестициях и социально-экономических реформах. Он говорил о том, как бы добиться от союзников по Организации договора о коллективной безопасности отказа от военно-технического сотрудничества с Азербайджаном.
«Вы знаете, что в последнее время в ОДКБ ведутся активные обсуждения. И да, эти обсуждения направлены на то, чтобы выяснить, какие обязательства имеют страны-союзники к друг другу. Мы должны наконец понять, на кого можно рассчитывать, а на кого нет», — заявил Никол Пашинян.
И добавил: «Не очень понятно, почему страны, которые являются союзниками по договору, продают оружие не очень дружественному соседу Армении».
Но ведь Россия, как и Белоруссия уже многократно давала понять, что об отказе от военно-технического сотрудничества с Баку не может быть и речи. Сам Никол Пашинян успел не один раз и не два пообщаться и с Владимиром Путиным, и с Александром Лукашенко, которые не могли не объяснить ему позицию Москвы и Минска. Тогда что же ему все еще «не очень понятно»?
И вот в связи со всем этим возникает закономерный вопрос: значит ли это, что Никол Пашинян готов записать в свой список тех, на кого «нельзя рассчитывать», Россию и Белоруссию?
Но если этот так, тогда с кем же он останется?
В общем, Нагорный Карабах становится в эти дни острым предвыборным мечом Армении. Но не будем забывать: это обоюдоострый меч, как любое грозное оружие, требующий опытной руки и умелого осторожного обращения.
А если этого умения пока нет, лучше убрать меч в ножны, чтобы не пораниться самому.