Американский журнал Time подвел итоги ежегодного рейтинга “Человек года”, в который попадают самые влиятельные политики и общественные деятели. В 2018 году звания “Человек года” удостоилась группа журналистов, погибших или пострадавших из-за своей профессиональной деятельности. Они объединены под названием “стражи” (The Guardians).
В их числе – саудовский журналист Джамаль Хашогги, который был жестоко убит и расчленен на территории саудовской дипмиссии. В Time отметили, что впервые выбрали персоной года человека, которого уже нет в живых.
На обложках журнала также изображены сотрудники редакции американской Capital Gazette, где летом произошла стрельба, филиппинская журналистка Мария Ресса, которую судят на родине; репортеры Ва Лоун и Киав Со Оо, получившие тюремный срок в Мьянме за расследование об убийствах мусульман-рохинджа.
Редакция Time также вспомнила иные случаи, когда авторитарные или коррумпированные режимы в той или иной степени ответственны за наступление на гражданское общество и свободу прессы. Журналисты не обошли вниманием и Россию, напомнив про убийство оппозиционного политика Бориса Немцова и покушение на журналистку Татьяну Фельгенгауэр.
После убийства Немцова сотрудники “фабрики троллей”, деятельность которой связывают с “поваром Путина” Евгением Пригожиным, распространяли версию об “украинском следе” в этом преступлении. Спустя год те же интернет-“тролли” из компании Пригожина развернули активную деятельность в соцсетях в связи с президентскими выборами в США. Это и стало поводом для проведения официального расследования, которым руководит спецпрокурор Роберт Мюллер.
Кроме того, в статье Time упоминается инсценировка покушения на журналиста Аркадия Бабченко.
Убийство Хашогги
Обозреватель американской газеты The Washington Post Джамаль Хашогги был убит 2 октября на территории генконсульства Саудовской Аравии в Стамбуле. Турция ведет официальное расследование дерзкого преступления, передает “Интерфакс”.
В Саудовской Аравии в связи с убийством Хашогги был взят под стражу 21 человек. Подозреваемым предъявлены обвинения, а в отношении пятерых из них прокуратура намерена добиваться смертной казни.
В уголовном деле есть видеозаписи прибытия в Турцию “отряда убийц” из 15 человек, среди которых был даже судмедэксперт с необходимым инструментом для расчленения тела оппозиционного журналиста. Кроме того, последние часы жизни Хашогги, когда его пытали в генконсульстве перед смертью, были записаны на Apple Watch, которые журналист заранее перевел в режим записи и синхронизировал со своим iPhone, оставленным невесте.
По версии, которую отвергают власти Саудовской Аравии, приказ убить Хашогги отдал кто-то из членов королевской семьи. 29 октября выходящая в Великобритании газета The Daily Express сообщила, что британская служба радиоэлектронной разведки узнала о готовящемся Саудовской Аравией похищении Хашогги за три недели до его убийства. Источник в разведке сообщил изданию, что приказ исходил от члена королевской семьи, однако не от наследника престола Мухаммеда бен Салмана аль Сауда.
Возможной причиной расправы над журналистом была его оппозиционная общественная деятельность. Хашогги, в частности, обсуждал планы по созданию молодежного сетевого движения для контрпропаганды против властей Саудовской Аравии. В переписке с саудовским активистом Омаром Абдулазизом Хашогги называл наследного принца “зверем” и компьютерным персонажем Пакманом. “Чем больше жертв он съедает, тем больше хочет, – писал журналист о принце. – Я не удивлюсь, если репрессии дойдут даже до тех, кто его поддерживает”.
В рамках создания “электронной армии” предполагалось отправить в Саудовскую Аравию большое количество SIM-карт, которые было бы невозможно отследить: это позволило бы оппозиции публиковать сообщения в Twitter. Хашогги также обещал обеспечить первоначальное финансирование проекта в размере 30 тысяч долларов и заручиться поддержкой богатых спонсоров. Однако в августе переписка с Хашогги предположительно была перехвачена саудовскими спецслужбами.
Кроме того, Хашогги намеревался опубликовать данные о применении Саудовской Аравией химического оружия в Йемене.