Кто и как не позволяет Армении «расширить гуманитарную миссию» в Сирии? Таким вопросом задаются в последнее время армянские и проармянские российские СМИ, к примеру, EADaily. Напомним, что еще в начале сентября премьер-министр Армении Никол Пашинян и министр обороны Давид Тоноян анонсировали отправку в Сирию группу специалистов министерства обороны – врачей, гуманитарных специалистов по разминированию и, конечно же, военных, которые будут обеспечивать их безопасность.
Приближается 2019 год, и очевидно, что процесс застопорился. А ведь это было фактически поручением Армении от президента России Владимира Путина на его встрече с премьер-министром Николом Пашиняном 8 сентября в Москве.
Кстати, уже в начале декабря министр обороны Армении Давид Тоноян на встрече с представителями российских СМИ рассказал только… о гуманитарной помощи Сирии. «Армения продолжит оказывать содействие пострадавшим во время конфликта населенным пунктам и армянской общине Сирии», – отметил он. Об отправке контингента уже ни слова.
Как передает AZE.az, видимо, проблема в том, что Армения не получила одобрение от Запада, ведь инициатива отправки армянского контингента в Сирию исходила от России. Есть предположения, что в ходе визита в октябре в Армению, советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон не рекомендовал Еревану присоединяться к российской инициативе и идти вразрез с американскими интересами. Новое армянское правительство послушалось.
Каким образом США могли оказать давление на Армению? Об этом в беседе с Media.Az рассказал доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Станислав Ткаченко.
«Нужно обратить внимание на сотрудничество Армении с международными финансовыми институтами, которые контролируются Вашингтоном. Так что это первая, и самая универсальная линия давления для развивающихся государств. Второе – это давление через армянскую диаспору (США – ред.). Я вполне допускаю, что и таким путем Соединенные Штаты донесли до руководства Армении свои рекомендации. Возможно, были контакты и на личном уровне, так как сейчас в Ереване стало больше политиков, ориентирующихся на Вашингтон (тут как раз вспоминается визит Джона Болтона в Ереван – ред.)», – сказал наш собеседник.
Как говорит Станислав Ткаченко, другие классические меры экономического принуждения – санкции, ограничение доступа к рынкам и т.д. – вряд ли реальны: «У Армении не такая большая внешняя торговля с США и Европейским Союзом».
Если же говорить о политической составляющей, то Соединенным Штатам, как считает эксперт, важно показать, что их коалиция, которая действует в Сирии – глобальная. А российская коалиция – минимальная. «Собственно, Россия и не сумела толком ее создать, нашла союзников «на земле», как говорят on the ground. Это Иран и Турция».
Так что США таким образом показывают, что являются лидерами в регионе Ближнего Востока. «Впрочем, с военной точки зрения Армения – очень слабое государство и проецировать свою силу за границу для Еревана сложно, издержек будет больше, чем гипотетической выгоды», – резюмировал наш собеседник.