Дальнейшее российско-азербайджанское сотрудничество в полной мере раскроет его возможности и перспективы в деле укрепления мира, безопасности и стабильности на постсоветском пространстве и на всей международной арене.
Как передает AZE.az, Vzglyad.az публикует интервью с известным российским политологом, членом Экспертного совета «Офицеров России», доцентом РЭУ имени Г.В. Плеханова Александром Перенджиевым.
– Как вы оценили бы итоги военно-технического сотрудничества между Азербайджаном и Россией в 2018 году?
– 2018 год, на мой взгляд, стал годом переоценки роли и места Азербайджана на постсоветском пространстве, в европейской и мировой политике. Переоценки, как со стороны официального Баку, так и со стороны других субъектов международного права, и, прежде всего, со стороны официальной Москвы. Что повлияло на этот процесс?
Во-первых, изменения в политике официального Еревана, точнее переформатирования его политических ценностей в системе отношений с Россией, союзниками по ОДКБ и ЕАЭС, Западом, включая НАТО и Евросоюз. Именно политическая «перестройка» в Армении заставило руководство России по-новому взглянуть на свои отношения с Азербайджаном.
Во-вторых, Азербайджан в 2018 году активизировал свои взаимоотношения, включая и военную сферу, с Китаем и Пакистаном – государствами, с которыми и Россия также укрепляла свои взаимоотношения в прошлом году, и, прежде всего, в сфере безопасности. То есть, на макрорегиональном уровне, с участием России и Азербайджана стали выстраиваться новые конфигурации по военно-политическому взаимодействию.
В-третьих, в 2018 году официальная Москва снова стала искать более эффективные формы взаимодействия с исламским и тюркским миром в целях противодействия новым вызовам и угрозам в международном политическом, экономическом и социальном пространстве. В России проживает более 20 млн. мусульман, значительная часть которых являются тюркоязычными. В этих условиях, государство Азербайджан и азербайджанский народ, а также азербайджанская диаспора в России стали представлять собою важные политические коммуникации в усилении взаимодействия русского и тюркского мира в ответ на глобальные вызовы и угрозы.
– В 2018 году Азербайджан сыграл исключительную роль в военно-политических переговорах НАТО и России. Как вам видятся перспективы таких переговоров на бакинской площадке?
– Баку, по сути, стал официальной политической коммуникацией между Россией и НАТО в качестве постоянной переговорной площадки между высшими военными руководителями Вооруженных Сил РФ и Североатлантического альянса. При этом вполне эффективным военно-дипломатическим институтом, учитывая, что прямых столкновений между Россией и НАТО, несмотря на усилившее противостояние двух сторон, до сих пор не произошло.
И, надеюсь, что не только не будет происходить и далее, но конфликтность между двумя сторонами пойдет на спад. В том числе и благодаря договоренностям, достигнутым в Баку на российско-натовских военных переговорах.
– В чем вы видите перспективы дальнейшего развития российско-азербайджанских отношений?
– Полагаю, что перспективы сотрудничества связаны с вступлением Азербайджана в состав ШОС, возможно, что даже вместе с Турцией.
Кроме этого, официальный Баку, как мы ранее отмечали, может стать официальным государством-партнером для ОДКБ, усилив при этом сотрудничество в военной сфере, как с Россией, так и с Республикой Беларусь, и братскими тюркоязычными государствами – Казахстаном и Кыргызстаном.
Получит продолжение развития диалога по линии Москва-Баку-Тегеран, который вполне может привести к трехстороннему экономическому и политическому альянсу, включая и сотрудничество по вопросам обеспечения безопасности.
Полагаю, что дальнейшее российско-азербайджанское сотрудничество в полной мере раскроет его возможности и перспективы в деле укрепления мира, безопасности и стабильности на постсоветском пространстве и на всей международной арене.