По мнению политолога Вафы Гулузаде, стороны нагорно-карабахского конфликта могут достичь компромисса.
Как сообщает AZE.az, азербайджанский политолог, экс-госсоветник Азербайджана по внешней политике Вафа Гулузаде в интервью Новости-Азербайджан прокомментировал ситуацию в регионе.
– Как Вы оцениваете ситуацию вокруг Карабахского конфликта при нынешнем раскладе сил и позиции сторон?
– Парадокс в том, что Россия, активизировавшая свои усилия на этом направлении, более занята имитацией переговорного процесса, и сама участвует в нем, заостряя внимание на необходимости сближения позиции сторон. И это не что иное, как дипломатически продуманный шаг. На самом деле, позиции самих сторон конфликта не столь далеки друг от друга, поскольку стороны могли прийти к консенсусу путем мирной договоренности. Такую попытку предпринял президент Левон Тер-Петросян в 1997 году, когда он предложил освободить семь азербайджанских районов и оставить статус Нагорного Карабаха в состоянии статус-кво на будущее. В то же время он предлагал восстановить связи с Азербайджаном и Турцией, после чего был тут же отстранен от власти. Компромисс между конфликтующими сторонами не выгоден некоторым региональным игрокам, в том числе России.
– Но президент Армении заявлял о том, что армянская сторона не намерена уступать ни одного сантиметра карабахских территорий…
– Если Саргсян говорит, что нет смысла в переговорах с Азербайджаном, и Карабах является «армянским», то, значит, он хочет спровоцировать Баку на военные действия, и тем самым вмешать в ситуацию Россию. Поэтому руководство Азербайджана должно понимать, что в нынешней ситуации война будет не в пользу Баку. Разумным решением в этой ситуации было бы обращение в ОБСЕ с целью вынудить руководство Армении вести переговорный процесс до самого урегулированию Карабахского конфликта.
Азербайджан в настоящее время оказался в очень сложном положении. Россия очень хотела бы осложнить реализацию интересов США в Азербайджане, чтобы помешать реализации газотранспортного проекта «Набукко», парализовать нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Для этого используется Армения. Поэтому можно сделать определенные выводы относительно того, что Саргсян громогласно озвучивает не только интересы Армении.
– Вы отметили, что защитой независимости для Азербайджана стал американский фактор интересов…
– Так и есть, потому что нефтяной фактор стал решающим при подписании в мае 1994 года соглашения о режиме прекращения огня в Карабахе. В противном случае, армянские войска вышли бы к берегам Куры и Кюрдамира в самом центре Азербайджана, что поставило бы под угрозу само существование Азербайджана, как государства. Поэтому напомню, что только интерес США к Азербайджану не позволил эти планы реализовать.
В то время, когда подписывались нефтяные контракты, Запад однозначно говорил, что эти сделки преследуют только бизнес-интересы, и никаких политических дивидендов ждать от них не следует. Энергоресурсы и транзитные возможности Азербайджана обеспечили интерес к стране со стороны Запада, что и стало защитой независимости Азербайджана. В этом смысле более сыграл американский фактор интересов.
– Как пишут армянские СМИ, Армения после парламентских выборов рассчитывает на потепление армяно-турецких отношений. Стоит ей надеяться на установление дипломатических отношений с Турцией без разрешения проблемы Нагорного Карабаха?
– Я думаю, что при таком раскладе дел Армении не стоит надеяться на позитивные изменения в отношениях с Турцией. Если Армения питает такие иллюзии, то ей можно только посочувствовать.
Армения ни при каких обстоятельствах не желает пойти навстречу в вопросе карабахского конфликта, а также отойти от своих бесконечных обвинений в турецком "геноциде". Поэтому говорить о том, что армяно–турецкие отношения могут сблизиться и достичь хоть какого-то позитивного уровня, при условии неразрешенности карабахского конфликта, абсурдно.
– Возможно, Армения надеется на давление со стороны США на Турцию, после новых турецких выборов?
– Подобное заблуждение армян, на возможное давление со стороны США на Турцию, не вполне уместно. Ведь если нажим Вашингтона не давал результатов до выборов, то после них, с учетом того, что положение турецких властей, правящей партии, и лично Эрдогана укрепилось, тем более не дадут желаемых для Армении результатов.
– Госсекретарь США Хиллари Клинтон в ходе визита в Турцию заявила, что США заинтересованы в армяно-турецком сближении…
– Я думаю, что любые попытки со стороны США сблизить позиции армянской и турецкой сторон не будут успешными, так как на это должно быть в первую очередь согласие России, что в данном случае исключено.
