Сообщения о том, что в феврале в немецком Мюнхене состоится очередная встреча между министрами иностранных дел Азербайджана и Армении, не остались без внимания, особенно, после того, как стало известно, что в формате переговоров произошло небольшое изменение – на этой встрече будет присутствовать и министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Как ни странно, внимание политических аналитиков или политологов сосредоточилось именно на этой последней детали – если уж фамилия российского министра вновь начала фигурировать в процессе, это значит, что и переговорный процесс постепенно возвращается в свой первоначальный формат, который чуть изменился после смены власти в Армении, особенно, после визита американского дипломата Джона Болтона в Баку и Ереван, т.к. в последнее время многие говорили и писали о некотором «плане Болтона».
Как передает AZE.az со ссылкой на «Зеркало», хотя с самого начала было известно, что на самом деле, никакого конкретного «плана Болтона» не существует, просто-напросто, во время своего визита в Ереван помощник президента США по национальной безопасности весьма недвусмысленно заметил, что его страна решение многих проблем южнокавказских стран, особенно, Армении, связывает со скорейшим разрешением карабахской проблемы.
Схожая позиция была высказана и в письмах президента США Д.Трампа премьер-министру Н.Пашиняну. По этой причине, в переговорном процессе царила американская атмосфера, т.к. Россия все это время в основном занималась выяснением своего отношения к новой власти своего «южного форпоста» – Армении…
Ну, вот, «старый маятник» карабахской дипломатии вновь качнулся в сторону Кремля и хочешь — не хочешь, все равно, придется ломать голову над разгадкой старых головоломок, хотя некоторые эксперты более, чем уверены, что обнадеживающий этап переговоров уже завершен и процесс развернулся вспять в негативную сторону: Москва либо ускорит, либо же будет тормозить процесс, в зависимости от того, отвечает ли он интересам Кремля. И в конечном итоге, по большому счету, ничего не получится – даже Ереван, почувствовав за собой поле для маневров, начнет, как прежде, искусственно затягивать процесс.
С другой стороны, к счастью, общий ход процессов не зависит только от расстановки трех региональных векторов (Россия-Азербайджан-Армения), есть и другие ощутимые компоненты процесса, например, Турция и Иран, даже те же самые США.
Но, к сожалению, для перечисленных дополнительных векторов карабахская проблема не является определяющей или приоритетом; Анкара в основном занята сирийской проблемой, Тегеран пытается хоть, как-то прорвать, ослабить блокаду вокруг себя, даже у США появилась новая «головная боль» – ведь, Венесуэла совсем рядом.
Поэтому придется следить за «новыми российскими инициативами» в карабахской плоскости, тем более, что российские политики и дипломаты постоянно заявляют, что якобы возвращение пяти районов было согласовано еще при С.Саргсяне, хотя сразу же заметим, что никаких реальных признаков, как-то подтверждающих подобные заявления не было – между Ереваном и Баку продолжалась военная риторика, вдобавок, Баку не стал скрывать, что уход из власти Сержа Саргсяна вовсе не огорчает его – согласитесь, что если между сторонами на самом деле, существовало бы какое-то согласие, то это обязательно отразилось бы в реакции официального Баку на последние события в Армении. Наоборот, не раз было высказано, что Баку надеется, что с приходом к власти новых сил в Армении, оживится и карабахский процесс, и самое главное, постоянно подчеркивается, что Баку ждет и надеется, что новый премьер Армении не продолжит политическую линию своих предшественников.
Что касается дипломатических устремлений Кремля, конечно, нельзя сказать, что в этой плоскости вообще, никаких надежд нет. Напомним, что еще при С.Саргсяне Москва старалась как-то согласовать два варианта разрешения конфликта – поэтапный и пакетный варианты разрешения конфликта. Но стороны не пришли к общему знаменателю в вопросе о промежуточном статусе Нагорного Карабаха – Ереван настаивал на том, что с самого начала для Карабаха предусматривался статус вне конституционного поля Баку, с чем, конечно, не согласилась азербайджанская сторона. На этом процесс остановился, а потом начались известные события в Армении.
Но все же хочется отметить, что Кремль ведет довольно сложную игру. По формальной, обыденной логике, чтобы склонить Армению к миру и уступкам Москва должна была оказывать давление на нее.
А что сделал тогда Кремль? Разместил в Армении свои «Искандеры»! И теперь происходит тоже самое – после Давосского Форума армянский премьер Н.Пашинян отправился в Москву, и сразу поступили сообщения, что Россия намерена продать Армении (почти по символичным ценам!) новую партию современных истребителей!..
Даже несведущим в тонкостях политической или военной дипломатии людям ясно, что перед дипломатической встречей обычно так не поступают, конечно, если ты намерен добиться каких-то конкретных уступок.
Понятно, что в задачу Кремля не входит ни возвращение Нагорного Карабаха Азербайджану, ни его присоединение к Армении – Карабах был и впредь должен остаться «яблоком раздора».
Поэтому возвращение дипломатического процесса в свои старые рамки кроме утомительных ожиданий также ничего не обещает – к сожалению, мы вынуждены констатировать и это…