«У деловых людей, предпринимателей из Азербайджана выстроена определенная система, есть очень приличные структуры, которые работают по инвестициям, отлажено законодательство. Но, как и всем на просторах СНГ не хватает обмена информацией».
Как передает AZE.az, с таким заявлением в беседе с Media.Az выступил генеральный директор Ассоциации «Деловой Центр экономического развития СНГ» Владимир Савченко.
Отметим, что Ассоциация «Деловой Центр экономического развития СНГ» учреждена с одобрения Совета глав государств СНГ (решение от 21 июня 2001 года) в целях развития в Содружестве открытого рынка и использования новейших глобальных систем коммуникаций в коммерческой деятельности.
«Когда я говорю о проблемах с обменом информацией, то имею ввиду целевое отраслевое направление. Есть инвестиционный комитет, крупные холдинги со своими интересами и направлениям. А вот мелкий и средний бизнес страдают от недостатка информации», – подчеркнул Владимир Савченко.
Наш собеседник отмечает, что есть понятие, которое не внедрено на просторах СНГ: «Речь идет о «плоской экономике. Это, к примеру, когда отдаются детали для производства мелким предприятиям. По этой технологии работает сейчас половина мира. Это те структуры, которые организованы в межгосударственные холдинги и используют международные хабы (узловые пункты – ред.).
Предприниматели соединяют технологию, производительность труда, анализируют законодательство, касающееся управления необходимым процессом. Корпоративное законодательство Великобритании было до недавнего времени признано лучшим для защиты интересов предпринимателей», – отметил Владимир Савченко.
По его словам, мы (в СНГ – ред.), к сожалению, работаем иначе: «При этом, с одной стороны наплевали на Советский Союз и выработанные там нормы, а с другой стороны изобретаем что-то новое. Но когда смотришь на законодательство, то становится понятно, что восстанавливаются положения, которые у нас уже были 30 лет назад. Так что нет преемственности, и, как я уже говорил, информации – кто и что делает.
Кроме того, у целого ряда государств есть уже принятые законы, которые я считаю вредными, и которые позволяют на некоем конкурсе закупать более дешевую продукцию, но при этом плохого качества. Мы не развиваем технологию, науку. Встречаются главы правительств и начинают говорить о товарообороте, то есть о деньгах. А нужно перенимать мировой опыт, организовать «информационное прохождение.
Вот пример. Я бывал в свое время в Баку, мы тогда говорили о транспортном коридоре «Север-Юг». Он в итоге заработал, но Азербайджан привлек азиатские банки для финансирования, а не банки СНГ. Так что не хватает соединения информации и товарно-денежного обращения», – подчеркнул эксперт.
«Многие говорят, что нужно «убегать» от доллара, – продолжает наш собеседник. – А я задаю вопрос: а как работает ваша национальная валюта? У нас же три валюты фактически работают (национальная, доллар и евро – ред.). Суверенитет предусматривает только национальную валюту, все остальное должно идти, например, в электронном виде.
Так что надо и законодательно решать вопросы, а наши парламенты работают недостаточно хорошо. У нас до сих пор не создан Экономический суд, которому бы доверяли предприниматели».
– А какие азербайджанские компания вы можете особо выделить в плане активности…
– Я могу назвать «Азербайджанские железные дороги» – самодостаточное закрытое акционерное общество.
Далее, «Азербайджанские авиалинии» (АЗАЛ), которые имеют один из лучших тренировочных центров на просторах СНГ. Есть компании, которые занимаются продовольствием. Но вот сходу не вспомню компаний, которые занимаются инновациями.
– Участие Азербайджана в других интеграционных союзах на пространстве бывшего СССР даст какие-либо преференции?
– Нельзя думать прежними шаблонами. «Колхоз – дело добровольное: хочешь – вступай, не хочешь – расстреляем».
Надо учитывать преимущества: географические, транспортные, финансовые. У Азербайджана природное преимущество – есть нефть. Каждое государство по своему пониманию может в любых региональных экономических объединениях.
Вот, к примеру, Вьетнам. Он участвует в десяти или даже одиннадцати международных структурах. Вьетнам первый в мире по производству черного перца, второй в мире по рису, третий по шелку и т.д. Есть специфическое экономическое производство и нужно продавать свой товар. Чили имеет медь, за счет которой почти на 70% формирует свой внутренний валовый продукт. И эта страна участвует в шести-семи организациях. А вообще региональных экономических структур сегодня более 280-ти! А мы почему-то замыкаемся на СНГ и ЕАЭС.
Каждый союз должен выполнять функцию, направленную на улучшение жизни, улучшение производительности. У Азербайджана, повторюсь, сегодня есть нефть как преимущество. И все, что связано с нефтью должно находиться в орбите интересов вашей страны. И переработка, и инновации и т.д.