О «теплых» отношениях Ирана и Израиля все известно. Но главной целью США, Израиля и даже России на сегодня является ослабление присутствия Ирана в Сирии.
Как передает AZE.az, о визите премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Москву, о том, как будут развиваться отношения между странами, а также об израильско-иранском противостоянии, рассказал в интервью с «Зеркало» экс-офицер ЦАХАЛ Рами Сурис.
— Недавно премьер-министр Израиля посетил Москву, где встретился с Владимиром Путиным. С учетом всех геополитических обстоятельств и в Сирии и в целом на Ближнем Востоке, как сегодня можно оценивать отношения Израиля и России?
— Отношения Израиля и России в последнее время заметно активизировались и фактически перешли на новый уровень. Перед тем как Нетаньяху ездил в Москву — в Израиль приезжала высокопоставленная российская военная делегация, и был заключен новый договор по зоне деконфронтации сирийского воздушного пространства.
К тому же после последнего визита Нетаньяху в Москву, Россия и Израиль пришли к соглашению о создании блока, в который войдет еще несколько стран и который будет заниматься выдворением иностранных сил из Сирии.
— Можно ли считать, что сегодня даже Россия в той или иной степени дистанцировалась от Ирана?
— Российско-иранские отношения в Сирии можно сказать, зашли в тупик. В принципе это было предсказуемо, т.к. активная военная фаза закончилась, и необратимые разногласия по вопросу послевоенного обустройства Сирии неизбежно возникли сразу у всех участников «астанинского соглашения».
Иран начал поставку в Сирию своего оружия, на что Россия отреагировала весьма болезненно, т.к. ее прямая заинтересованность в любых ситуациях, связанных с рынком вооружений, очевидна. Дело даже дошло до прямых столкновений, правда не имеющих больших последствий, однако как сообщают и российские и иранские СМИ — между странами утрачено доверие. Выражается это, прежде всего в том, что Россия просто закрывает глаза на израильские атаки позиций про-иранских сил, а некоторые аналитики не без основания считают, что цели для израильской авиации выдает именно Россия.
— Положение Ирана в регионе сильно ослабло. Как вы считаете, предпримет ли Израиль решительные меры по полному оттеснению Тегерана из Сирии?
— Я бы не сказал, что влияние Ирана сильно ослабло. Если взглянуть более широко на карту Сирии, то кроме обычного красного цвета, показывающего владения про-асадовской коалиции, видно, что большую часть этой территории занимают именно про-иранские силы. Практически весь восток Сирии и до Алеппо под их контролем. В общем можно констатировать, что Асад вкупе с Россией владеет по факту теми же 20%, что и до российского вторжения. К тому же Иран расширил ввоз вооружений в Сирию.
То же самое можно сказать и об Ираке — где шиитский юг договорился с иранцами, и теперь они вместе составляют сильную оппозицию про-американскому правительству.
Вот в Йемене на фоне побед про-саудовской коалиции влияние Ирана действительно несколько ослабло, прежде всего, из-за контроля коалицией линии снабжения хуситских повстанцев. Что касается участия Израиля в выдворении Ирана из Сирии, то думаю, что Израиль ограничится обычными точечными бомбардировками, возможно, они расширятся, если российско-иранские отношения будут и дальше ухудшаться. А возможное полное удаление про-иранских сил из Сирии зависит уже от целого ряда мер, которые предпримут в будущем все участники сирийского конфликта, включая Турцию и США, также заинтересованные в удалении иранцев из региона.
— Недавно Тегеран посетил премьер-министр Армении, что естественно было неоднозначно встречено в Баку. С учетом сближения Армении с Ираном, можно ли ожидать еще большего углубления отношений Израиля с Азербайджаном?
— Отношения Армении и Ирана всегда были на довольно хорошем уровне. Сегодня вопрос отношений перешел в более важную фазу. Насколько я знаю, Ереван намерен покупать иранский газ, но это, видимо, послужит дальнейшему ухудшению российско-иранских отношений, т.к. такое соглашение нарушает монополию России. С другой стороны — я знаю, что Армения и Иран без протокола договорились о взаимоотношениях на рынке вооружений, что также весьма болезненно будет воспринято и Россией и Азербайджаном.
Отношения же Азербайджана и Израиля находятся на довольно хорошем уровне, в основном по вопросам модернизации вооружений, и не только. Можно сказать, что Азербайджан является стратегическим союзником Израиля на Южном Кавказе, есть негласная информация, что Израиль даже имеет свои военные базы в этой республике, с которых в случае конфликта с Ираном, Израилю будет довольно удобно совершать атаки.
Поэтому если отношения Ирана и Армении выйдут на новый уровень — уровень израильско-азербайджанских отношений также неизменно будет повышаться, что сегодня отвечает интересам обеих стран.