Нам не нравится то, что происходит в Карабахе, заявляет украинский депутат Мария Ионова.
До первого тура выборов президента Украины осталось менее четырех недель. Второй тур, согласно выкладкам социологов неизбежен. В рамках нашего проекта по освещению украинской избирательной кампании мы побеседовали со многими кандидатами в президенты Украины, представителями различных политических сил, политологами и политтехнологами.
Как передает AZaz, сегодня в гостях у Media.Az депутат Верховной Рады Украины от Блока Петра Порошенко (БПП), заместитель председателя Комитета украинского парламента по вопросам евроинтеграции Мария Ионова.
Разговор, который получился весьма откровенным, долго откладывался, ведь недавно Мария Ионова стала мамой во второй раз. В самом конце прошлого года у нее родился сын, с чем Media.Az поздравила народного депутата Украины.
– В Украине избирательная компания фактически подходит к концу. Менее чем через четыре недели состоятся президентские выборы. Складывается ощущение, что за редким исключением, у кандидатов на президентское кресло внешнеполитическая повестка в основном завязана на европейской и евроатлантической интеграции. Мало упоминаний соседей по бывшему постсоветскому пространству. Действительно ли европейская интеграция для Украины настолько важна, что эта тема «подавляет» все остальные направления внешней политики страны?
– Я бы разделила ваш вопрос. Помимо европейской интеграции для нас важна и тема «Восточного партнерства» (программа Евросоюза – ред.). И, конечно же, еще отдельный вызов для Украины – это Российская Федерация.
Что касается Азербайджана, Грузии и даже Беларуси, то здесь у нас абсолютно четкая позиция. В рамках «Восточного партнерства» мы активизируем наших партнеров в этом направлении. У нас похожие ситуации с Молдовой и Грузией. Нам бы хотелось, повторюсь, чтобы другие страны «Восточного партнерства» были более активны. Я согласна с тем, что мы, возможно, не так громко об этом говорим, как в случае с европейской интеграцией Украины.
Теперь о том, почему для нас, для Украины, важна европейская интеграция. В 2014 году прошла «Революция достоинства». И основные требования заключались как раз именно в евроинтеграции. Президент и правительство последовательно отстаивают эту политику. Поэтому у нас есть уникальное соглашение об ассоциации с Евросоюзом, у нас зона свободной торговли, безвизовый режим. Для Украины это означает возврат к нашей истории. Украина – это центр Европы.
Европейская интеграция для нас – это дорожная карта реформ. Это дорога с двусторонним движением, не только Украина должна что-то выполнять и что-то делать. Евроинтеграция – это ценности, принципы. Конечно, наше общество еще трансформируется, ментально многие зависят от советского прошлого.
Отдельно скажу о евроатлантических усилиях Украины. Реальность показала, что внеблоковый статус нам не принес ничего хорошего. Есть российская агрессия. Когда мы говорим о Молдове и Грузии, то не исключаем и своей вины. В свое время общество разделилось. Президент Украины Виктор Ющенко в 2008 году поехал в Грузию, чтобы поддержать грузинский народ, который столкнулся с агрессией. А правительство (на тот момент Юлия Тимошенко), к сожалению, повернулось в сторону Москвы.
Нам надо делать выводы и думать про будущее. И выборы в Украине – президентские, а затем и парламентские, но больше все-таки президентские – для нашего восточного соседа, для России, это своего рода «последний бой». В Москве открыто заявляют, что с любым другим кандидатом, кроме Петра Порошенко, они смогут договориться. Так что для нас сейчас главное – сохранить главнокомандующего, сохранить унитарную страну, сохранить независимость. Мы должны защитить Украину от вмешательства в нашу предвыборную кампанию.
Я очень надеюсь, что мудрость украинского народа не подведет и в этот раз, мы отстоим свою независимость и понемногу будем двигаться вперед, становиться сильной страной. Европейская интеграция – это не что-то внешнее. Это внутреннее. Мы это делаем не для Европейского Союза, а для самих себя. Чтобы работал закон, уважались права человека, права СМИ.
Европа это понимает. Там видят, что впервые за европейские ценности погибают десятки тысяч украинских граждан. Сотни погибли во время революции достоинства, и десятки тысяч на востоке Украины от русского оружия. Наша революция продолжается. Пока аннексирован Крым – будут действовать санкции в отношении РФ. Нас поддерживает все международное сообщество.
– Вы упомянули конфликты в Грузии, Молдове, но не сказали об оккупированном армянскими вооруженными силами Нагорном Карабахе. Ведь и Азербайджан столкнулся с агрессией…
– … Мы не можем назвать это конфликтом. Везде была интервенция российских регулярных войск – в Грузии, Приднестровье (Молдове), Украине. Так что вещи надо называть своими именами.
Что касается Азербайджана, то мы координируем свои действия в международных организациях, например, в ПАСЕ, ОБСЕ. Но что касается российской агрессии, то карабахский конфликт отличается, он не такой как в Грузии, или Украине.
– Если я правильно понял, вы по-разному относитесь к ситуации с оккупированным Нагорным Карабахом и ситуации в Молдове, Грузии и Украине…
– Поверьте, нам не нравится то, что происходит в Нагорном Карабахе. Мы считаем, что Минский формат себя исчерпал…
– Давайте закроем один момент, так как возникает недопонимание с моей стороны: Украина безусловно поддерживает территориальную целостность Азербайджана? Такой вопрос не стоит на повестке дня?
– А разве он стоял?
– Этого ответа достаточно. Давайте вновь перейдем к выборам. Действующий президент Петр Порошенко, согласно рейтингам, проходит во второй тур. Кто может стать его соперником? И каковы шансы конкурента победить?
– Не хочется делать прогнозов. У нас уникальная предвыборная кампания рейтингов, анти-рейтингов, много спекуляций. СМИ не всегда сбалансированно дают информацию о всех кандидатах. Есть манипуляции. Я не хочу быть букмекером, но считаю, что президент Украины достаточно много сделал за последние пять лет для страны. Наверное, другие бы не успели столько сделать за 25 лет.
Антикоррупционные институты, безвизовый режим с Европой, Соглашение об ассоциации с ЕС. Это все серьезные реформы. Мы стали на 70% независимы от российского газа, у нас есть своя церковь. Мы возвращаем свою духовную независимость, постепенно обретаем экономическую независимость. Нам нужно время.
Самое главное, что Петр Порошенко – главнокомандующий. И восстановление армии, чтобы защищать свою страну для нас крайне важно. У других кандидатов я не встречала четкой позиции, которая бы касалась евроатлантического курса Украины. Все говорят обтекаемо, особенно те, кто занимают лидирующие позиции (помимо Петра Порошенко). Что он (Владимир Зеленский – ред.), что она (Юлия Тимошенко – ред.) говорят об этом размыто. Меня это очень волнует, как гражданина.
Скоро будет первый тур, а затем второй. И уверена, что Петр Алексеевич Порошенко победит. Он уже все доказал стране, показал результаты. Давайте не забывать, что после «Революции достоинства» у 45-ти миллионной страны на счету было около 5 тысяч долларов. Многие ждали дефолта Украины. Но Петру Порошенко, Арсению Яценюку с нашими международными партнерами удалось восстановить экономику. Сейчас мы по чуть-чуть набираем обороты. Но потенциал у нас очень большой.
– Нет ли у вас опасений, что после выборов случится новый «майдан»? Звучат обвинения в подкупе избирателей и т.д.
– Это очень удобная позиция кого-то обвинить, а потом собирать «майдан». Я надеюсь, что наши политики больше будут думать не о своих политических амбициях, а о государстве. Кому выгодны эти «майданы», кому выгодно, чтобы Украина была дестабилизирована? Только России. Так что внутренние окопы не должны быть глубже, чем внешние.