Беларусь продала Азербайджану станцию «Гроза-С», которая позволяет перехватывать управление вражескими беспилотными летательными аппаратами.
Как передает AZE.az, Беларусь вполне может стать одним из ведущих игроков на международном рынке средств радиоэлектронной борьбы, считает военный эксперт Александр Алесин. Об этом он пишет в статье «Средства РЭБ: дрон должен сидеть на земле», опубликованной изданием «Белрынок».
Некоторое время назад военнослужащим Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Ирана удалось взломать канал связи американского ударного БПЛА MQ-9 Reaper, который снимал позиции иранских войск в Ираке и Сирии, с пунктом управления и получить изображение с его бортовой видеокамеры, — сообщил агентству Fars News командующий Аэрокосмическими силами КСИР бригадный генерал Амир Али Хаджизаде.
После чего подразделение радиоэлектронной борьбы (РЭБ) КСИР отдало беспилотнику команду на принудительную посадку в пустынной местности в Ираке. При приземлении дрон получил серьезные повреждения и командование ВВС США приняло решение его уничтожить. Для уничтожения аварийного БПЛА MQ-9 был использован другой MQ-9.
При этом иранским средствам РЭБ удалось перехватить канал связи и этого беспилотника. Кадры, которые сделал посаженный американский БПЛА на территории Ирака и Сирии, также как и кадры его последующего уничтожения, были опубликованы в интернете.
По словам генерала Хаджизаде, данный случай не единственный: еще семь-восемь беспилотников, которые совершали постоянные полеты над Сирией и Ираком, были взяты под контроль подразделениями РЭБ КСИР Ирана, которые считывали с них информацию в режиме реального времени.
Более того Иран собрал своеобразную коллекцию посаженных им американских беспилотников, в этом перечне БПЛА Sentinel, Scan Eagle, Raptor, Reaper. Их общее количество в настоящее время достигло десятка, и иранцы уже освоили производство их копий после проведения реверс-инжиниринга.
Несмотря на это, последний перехват породил оживленную полемику относительно того, каким именно способом иранцам удалось принудить к посадке БПЛА MQ-9 Reaper.
Одним из самых распространенных на данный момент является мнение, которого придерживается военный аналитик из Мальты Бабак Тагвей. Он считает, что для перехватов использовалась российская система РЭБ 1Л222 «Автобаза-М», при помощи которой 4 декабря 2011 года иранским военным удалось захватить американский малозаметный разведывательный дрон Lockheed Martin RQ-170 Sentinel.
Из последовавших за этим публикаций в мировых СМИ стало известно, что этот БПЛА использовался для особо важных миссий: наблюдение за убежищем бен Ладена в Абботабаде в 2007 году, операция по его ликвидации в Пакистане в 2011 году. Американская NBC также сообщила, что в Иране этот беспилотник использовался в интересах ЦРУ для сбора информации об объектах ядерной программы этой страны.
Как предположило тогда издание Flightglobal, в операции против RQ-170 иранцы могли использовать полученный от России комплекс радиотехнической разведки (РТР) 1Л222 «Автобаза».
Однако эта версия сразу же была поставлена под сомнение специалистами: комплекс РТР 1Л222 не может быть использован для принудительной посадки БПЛА. Он предназначен для пассивной разведки импульсных самолетных РЛС бокового обзора, РЛС управления оружием класса «воздух — земля», РЛС обеспечения полетов на малых высотах (ОПМВ) и передачи следующей информации: угловых координат (азимут, угол места), класса РЛС, номера частного диапазона работы.
То, что «Автобаза» не имела отношения к перехвату БПЛА Sentinel свидетельствовало и опубликованное в газете The Christian Science Monitor интервью с иранским инженером, который якобы принимал непосредственное участие в операции по перехвату RQ-170.
В изложении иранца схема перехвата выглядела следующим образом: с помощью средств РЭБ иранцам мощной помехой удалось разорвать канал спутниковой связи между БПЛА и станцией наземного управления, находящейся в США. После этого, в соответствии с заложенным алгоритмом, программное обеспечение дрона перевело аппарат в режим автопилота, который должен был осуществить возврат беспилотника на базу ВВС США в Афганистане.
Воспользовавшись тем, что автопилот ориентируется по данным GPS, иранские военные смогли под видом навигационных сигналов этой системы «подсунуть» ему ложные сигналы глобального позиционирования. В результате управляющая программа беспилотника посчитала, что он уже прибыл к месту базирования, и произвела посадку на территории Ирана.
Как утверждают специалисты (в т. ч. и американские), технически такой перехват (так называемый GPS-спуфинг) действительно возможен. Достаточно заглушить истинный сигнал GPS более мощным ложным — и система навигации любого транспортного средства начинает прокладывать маршрут в неправильном направлении.
Другое дело, как сразу же предположили многие эксперты, вряд ли «угон» RQ-170 был осуществлен иранцами без посторонней помощи. В ряде публикаций содержалось указание на российский след.
Но, как вскоре выяснилось, российская армия по состоянию на середину 2012 года еще не обладала техническими средствами для радиоэлектронного перехвата БПЛА. Во время учений в Астраханской области войска РЭБ не смогли справиться с заданием по подавлению сигнала GPS, при этом было отмечено, что в стране вообще отсутствует оборудование, с помощью которого можно давать ложный сигнал в систему глобального позиционирования.
Как отметили тогда сами российские эксперты, необходимые для таких операций технические средства сделала и поставила Ирану некая другая «обиженная» Америкой страна. Причем, некоторые из них прямо заявили о том, что для принудительной посадки БПЛА Sentinel мог быть использован комплекс подавления сигналов спутниковой навигации производства белорусского ОАО «КБ Радар». Который не просто забивают эфир шумом, но и генерируют ложные координаты.
Правда, руководство Ирана неоднократно с праведным гневом опровергало получение средств РЭБ извне и заявляло, что принудительная посадка американских беспилотников целиком является, исключительно, заслугой местных ученых и инженеров. Только вот власти США этому не поверили, в связи с чем в начале 2013 года ими были введены временные санкции против ОАО «КБ Радар».
За прошедшие со времени посадки БПЛА Sentinel технический прогресс не стоял на месте и есть все основания предполагать, что средства радиоэлектронной борьбы разработанные «КБ РАДАР» стали еще более эффективными. И посаженные иранцами американские дроны вполне могли быть их «жертвами» (хотя мы ничего не утверждаем категорически).
Одной из последних разработок такого рода является станция РЭБ «Гроза-С». Публичная демонстрация станции «Гроза-С» состоялась в ходе VIII Международной выставки вооружения и военной техники MILEX-2017 в Минске 20-22 мая 2017 года.
Тогда же представители «КБ Радар» сообщили, что уже заключили контракт на поставку станции с одной из зарубежных стран. И хотя эта страна не была названа, уже вскоре стало понятно, что речь скорее всего шла об Азербайджане. На вооружение белорусской армии «Гроза-С» поступила в декабре 2017 года.
Так что же представляет из себя станция РЭБ Р-934УМ2 «Гроза-С»?
Комплекс размещается на автомобильном шасси. На нем в закрытом кузове монтируется два автоматизированных рабочих места операторов, модули РТР и РЭБ, комплект антенн и т.д. Работоспособность всей бортовой аппаратуры обеспечивается автономным источником электроэнергии. Предусмотрена установка автономных систем жизнеобеспечения. На развертывание станции после выхода на позицию требуется не более 10 мин.
По данным разработчика, cтанция имеет широкий диапазон частот радиоразведки и подавления, соответствующий всем возможным рабочим диапазонам оборудования современных беспилотных летательных аппаратов.
Что позволяет осуществлять следующие действия: обнаружение БПЛА в пределах зоны действия станции и отслеживание перемещения БПЛА; обнаружение и подавление каналов управления БПЛА от наземного пункта управления и каналов передачи данных с БПЛА на наземный пункт управления; эффективное подавление систем аппаратуры бортовых систем навигации БПЛА (GPS, GLONASS, GALILEO, BeiDou), спуфинг навигации (подмену навигационных данных ложными), а также увод БПЛА с намеченного маршрута или принуждение его к аварийной посадке.
Станция РЭБ «Гроза-С» имеет следующие характеристики дальности:
— дальность радиоразведки передатчика на наземном ПУ (канал управления) составляет до 10 км;
— дальность радиоподавления приемника наземного ПУ (канал данных и телеметрии) — до 10 км;
— дальность радиоподавления приемной аппаратуры спутниковых радионавигационных систем на БПЛА — до 50 км;
— дальность радиоразведки передатчика на БПЛА — до 50 км;
— дальность радиоподавления приемника БПЛА — до 30 км;
— дальность постановки дезинформирующих помех навигационной аппаратуре системы GPS на БПЛА — до 20 км.
К слову, кроме средств борьбы с БЛА белорусская сторона успешно претворила в жизнь концепцию создания ударных аппаратов беспилотных «камикадзе», стартующих с борта дрона-носителя. Впервые они были продемонстрированы на выставке UMEX/MST-2018 в Абу-Даби, которая посвящена развитию беспилотной авиации в сфере обороны и безопасности.