В Армении бушуют нешуточные страсти в связи с последним заявлением сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.
Напомним, в заявлении помимо анонса предстоящей первой официальной встречи премьер-министра Армении Никола Пашиняна и Президента Азербайджана Ильхама Алиева содержится и ряд интересных тезисов о текущем состоянии переговорного процесса, а также призыв к сторонам активизировать усилия для подготовки населения к миру.
Как передает AZE.az со ссылкой на «Каспий», более всего ультранационалистически настроенную армянскую общественность возмущает тот факт, что сопредседатели в пух и прах раскритиковали намерения Еревана вернуть в переговорный процесс сепаратистский Нагорный Карабах и нежелание возвращать оккупированные азербайджанские территории. То есть в заявлении сопредседателей фактически выражена поддержка позиции Азербайджана.
Цугцванг Пашиняна
Армянское экспертное сообщество считает, что Пашинян попал в ловко расставленную для него ловушку, и теперь любой его шаг ведет к провалу. А значит, свергнутый экс-президент Армении Серж Саргсян должен быть признателен «бархатной революции» за то, что она освободила его от этого трудного выбора, переложив всю ответственность за последующие шаги в разрешении карабахского вопроса на Никола Пашиняна.
Во всяком случае, армянское экспертное сообщество обвиняет Пашиняна в совершении ряда тактических ошибок, вызванных присущей новым властям тягой к поспешным, не до конца просчитанным шагам. По их разумению, достигнутая «на ногах» договоренность с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Душанбе хоть и привела к временному снижению напряженности на передовой, однако позволила азербайджанским властям фактически отправить в небытие договоренности в Вене, Санкт-Петербурге и Женеве.
Сами армянские власти, судя по комментариям МИД страны, считают, что «сопредседатели МГ ОБСЕ отреагировали лишь на воинственную риторику и угрозы Баку», при этом напрочь забыв о «наступательной стратегии» Тонояна. И заявление сопредседателей нужно расценивать именно в этом ключе, а также как карт-бланш на продолжение Баку своей политики. Ибо у Азербайджана есть право на войну, которого нет у Армении в силу того, что эта страна является агрессором.
Есть в Ереване и такие аналитики, которые считают, что Минская группа предлагает лишь устаревшие – тупиковые тезисы, которые не обладают потенциалом для решения карабахской проблемы. «Формула урегулирования конца ХХ века с явно противоположными принципами – территориальной целостности и права народов на самоопределение – сегодня выглядит откровенно трудновоспринимаемой и невозможной для реализации», – считает, например, украинский политолог Марат Акопян, даже не подозревая, что принцип самоопределения в данном случае действительно входил бы в противоречие с принципом территориальной целостности, если бы не подразумевал, что армяне могут самоопределяться лишь в пределах Азербайджана. И никак иначе.
Поэтому Николу Пашиняну не оставалось иного выхода, как отправиться с рабочим визитом в самопровозглашенный Карабах формально для участия во внеочередном заседании Совета безопасности Армении, на котором, как сообщается, обсуждалось и заявление сопредседателей МГ ОБСЕ. В самом же деле, чтобы получить «мандат» сепаратистов на переговоры с Азербайджаном. Особенно, если учитывать, что на прошлой неделе глава европейской дипломатии Федерика Могерини призвала Никола Пашиняна участвовать в переговорах с азербайджанской стороной без каких-либо предусловий.
В Армении националистическая риторика вокруг карабахского вопроса всегда была важным инструментом ввиду того, что у власти были выходцы из Карабаха. Вот и нахождение Пашиняна у власти во многом зависит от популистских националистических настроений вконец радикализированного армянского общества. Поэтому Пашинян вынужден, все это учитывая, произносить определенные слова для удержания в узде фашиствующих молодчиков.
Лидер Международного евразийского движения Александр Дугин считает, что нужно не слушать, что говорит Пашинян, а смотреть, что он будет делать. И если Пашинян идет на переговоры в двустороннем формате без предварительных условий, то это свидетельствует о хорошем сдвиге в карабахском процессе, уверен политолог. То есть это означает, что на самом деле он, несмотря на свою риторику, движется в сторону рационального решения вопроса, готов встречаться, обсуждать дорожную карту.
Альтернатива переговорам – война
Именно это и тревожит экспертное сообщество Армении, которое задается непростым, можно сказать, судьбоносным вопросом: будет ли участвовать Пашинян в переговорном процессе без удовлетворения выдвинутого им условия? Если будет участвовать, значит, он отказался от установленной им цели, а неучастие – означало бы провал переговорного процесса с вытекающими отсюда нежелательными последствиями. Точнее войну.
Американист, колумнист журналов Forbes, The National Interest и «Россия в глобальной политике» Арер Галстян в этой связи написал на своей страничке в Facebook, что «нам должно быть стыдно и позорно, что Минская группа уже открыто говорит о временном статусе и о том, что Азербайджан будет давать согласие на обеспечение «коридора» между Арменией и Нагорным Карабахом. «Вы только вдумайтесь в это», – призывает он. При этом сей политолог исходит не из постулатов современного международного права, а из соображений времен средневековых завоеваний.
Вот на каком пещерном уровне сознания находится армянская интеллигенция, которую таковой и вовсе не назовешь. По словам Галстяна, Армении необходимо подписать с сепаратистским образованием, заметьте, на территории Азербайджана договор о стратегическом союзе и начать процесс признания и дальнейшего включения Нагорного Карабаха в состав Армении.
Полноте, Галстян. Это было бы полным крахом Армении, окончательным признанием ее агрессором в глазах мировой общественности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если бы вы могли, то давно бы это сделали. Да и умирать под звуки аплодисментов всего «цивилизованного мира» вам придется лишь в одном случае, если по-доброму не вернете исконному хозяину все захваченные земли.
А пока Азербайджан проводит крупномасштабные военные учения, в ходе которых около 10 тыс. военнослужащих отрабатывают наступательную операцию «с прорывом обороны противника». В учениях используются до 500 единиц танков и другой бронетехники, 300 единиц ракетно-артиллерийских установок и минометов разного калибра, а также авиация. И это лишь начало. Это предупреждение таким, как Галстян, что Азербайджан может применить свое право на войну.