Запад проявляет активность в урегулировании конфликта в Карабахе

Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян 29 марта проведут в столице Австрии свою первую официальную встречу с целью обсуждения урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.

Согласно распространенной СМИ информации, президент Австрии Александр Ван дер Беллен проведет в Вене отдельные встречи с президентом Азербайджана и премьер-министром Армении, затем ожидается встреча Ильхама Алиева и Никола Пашиняна, которая пройдет при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

Как передает AZE.az, своими ожиданиями от предстоящих переговоров по урегулированию карабахского конфликта в интервью «Москва-Баку» поделился глава Бакинского клуба политологов Заур Мамедов.

– Ваши ожидания от предстоящей встречи и в каких условиях, на ваш взгляд, стороны конфликта подходят к переговорам в Вене?

– Я считаю, что встреча в Вене является очень важной, так как есть много вопросов, которые должны обсудить президент Азербайджана и премьер-министр Армении. В последнее время мы слышали от Никола Пашиняна противоречивые заявления в отношении карабахского конфликта, и теперь в Вене все должно быть прояснено – и взгляд Пашиняна на конфликт, детали процесса, пути решения нагорно-карабахского конфликта.

Встреча в Австрии будет первой официальной встречей между лидерами Азербайджана и Армении, и, конечно же, с нею связаны большие ожидания. Надо отметить важную деталь встречи – это то, что она состоится в Вене, в европейской стране. В последнее время Запад пытается стать активной стороной в урегулировании карабахского конфликта, то есть, берет в свои руки эту инициативу.

Конечно же, не стоит забывать о позиции Москвы, которая тоже очень важна. Не случайно, что перед предстоящей встречей состоялся телефонный разговор между главами МИД России и Армении. Сергей Лавров – важный игрок во внешней политике и один из тех, кто определяет внешнюю повестку своей страны. Поэтому его видение в отношении урегулирования конфликта очень важно.

В свою очередь, хочу охарактеризовать геополитическую обстановку, сложившуюся в последнее время на Южном Кавказе. На этой неделе Тбилиси посетил глава НАТО, и теперь, через какие-то 2-3 года, мы можем стать свидетелями появления американской базы в Грузии. Стоит также ожидать усиления российской базы на Южном Кавказе. Это означает, что столкновение интересов США и России продолжится, в том числе и в нашем регионе. Сложившаяся ситуация, на мой взгляд, может отрицательно отразиться на решении карабахского конфликта.

– Никол Пашинян в последнее время активно говорит об изменении формата переговоров по карабахскому урегулированию и что именно этот вопрос будет обсужден на встрече с Ильхамом Алиевым. Если ли вероятность того, что стороны, еще не начав переговоры, потерпят неудачу из-за противоположных позиций?

– Во время последней встречи Пашиняна с представителями Евросоюза и Европарламента в Брюсселе последние дали понять, что нельзя изменить формат переговоров по урегулированию карабахского конфликта, и сторонами переговорного процесса являются Баку и Ереван. Позже сопредседатели МГ ОБСЕ четко заявили, что стороны конфликта – это Азербайджан и Армения, и менять формат переговоров нельзя. Это был очень важный сигнал Пашиняну. Ведь фактически он вынудил нервничать сопредседателей МГ ОБСЕ – они впервые сделали такое громкое заявление.

Что касается сторон переговоров, то, конечно же, есть заинтересованные стороны – это азербайджанская и армянская общины Нагорного Карабаха, но вовсе не «народ Нагорного Карабаха», как утверждает Пашинян. Премьер-министр Армении не должен уходить от решения карабахского конфликта и показывать свою нерешительность. Он должен понять, что несет ответственность.

– Еще в начале марта состоялось совместное заседание Совбеза Армении и самопровозглашенного Нагорного Карабаха, а на днях прошел оперативный сбор командного состава ВС Армении и Карабаха. К чему могут привести такие действия?

– Это показывает, в каком тревожном состоянии находится армянская власть, и то, что Армения с самопровозглашенным режимом Нагорного Карабаха не отдельные субъекты. Ни о какой отдельной «армии Карабаха» речь идти не может. Это единая армия, единые силы нацбезопасности. Если Азербайджан начнет военную операцию за свои территории, Армения не сможет ей помешать.

В Ереване это прекрасно понимают, так как демографическое, военно-политическое, экономическое состояние Азербайджана в разы лучше, чем в Армении. Когда-то Ереван согласился на Мадридские принципы, но сегодня Пашинян ведет себя как политик, который, якобы, не знает об этом и хочет вести переговоры с нуля. То, что накануне венской встречи Армения собрала генералов, является сигналом того, что они обеспокоены и находятся в некомфортном положении в связи с переговорным процессом.

– Армянское общество воодушевилось после того, как президент США Дональд Трамп признал Голанские высоты за Израилем и надеется на то, что аналогичное заявление он сделает и по Карабаху. Как вы думаете, какова позиция Трампа в этом вопросе?

– Это совершенно разные вопросы. Карабах не имеет ничего общего с Голанами. В начале 20 века на Ближнем Востоке произошел передел территорий, появились новые государства. Что касается Южного Кавказа, то здесь совсем иная история. Позиция США, в частности, президента Трампа, в отношении карабахского конфликта явно не в пользу Армении. Трамп и его помощники во внешнеполитической деятельности поддерживают территориальную целостность Азербайджана. США требуют вывода армянских войск из оккупированных территорий.

В ходе своего прошлогоднего визита на Южный Кавказ советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон об этом открыто говорил премьер-министру Армении. Поэтому Ереван не должен радоваться решению Трампа в связи с Голанскими высотами, это совсем разные истории. Баку в решении данного конфликта никогда не согласится, чтобы Нагорный Карабах стал частью Армении. Наоборот, в скором времени, если переговоры не решатся урегулированием конфликта, то мы сможем увидеть совсем другую ситуацию, которая, на мой взгляд, для Армении может закончиться плачевно.