Главное событие прошедшей недели – первые официальные переговоры президента Азербайджана Ильхама Алиева и Премьер-министра Армении Никола Пашиняна.
Об этом сообщает AZE.az со ссылкой на программу «В центре внимания с Андреем Шляпниковым», выходящей на портале «Москва-Баку». Контакты до этого стороны уже имели, но официальных переговоров по урегулированию карабахского конфликта между ними до сих пор еще не было. За это время стороны уже достаточно хорошо узнали друг друга, известны позиции обеих сторон по карабахскому вопросу. Но если Ильхам Алиев имеет четкую позицию по разрешению конфликта, то Никол Пашинян все время ее меняет.
“После Давоса мы так и не услышали с армянской стороны никакого «благостного посыла» о том, что нужно решать вопрос миром. Наоборот, мы увидели заседание Совета безопасности Армении в Ханкенди, услышали приказы усиливать оборону Карабаха, мы услышали требования привлекать карабахскую сторону к переговорному процессу, чему противится Азербайджан”, – считает Евгений Михайлов, специалист по межнациональным конфликтам.
Первая официальная и четвертая по счету встреча между лидерами Армении и Азербайжана, проходила в центре Вены в отеле Bristol, где останавливались монаршие особы, президенты и великие композиторы. Переговоры начались в присутствии глав МИД двух стран Эльмара Мамедъярова и Зограба Мнацаканяна, а также сопредседателей минской группы ОБСЕ. Затем лидеры говорили с глазу на глаз, спустя три часа беседа приобрела расширенный формат, и через полчаса раунд завершился.
Ильхам Алиев остался доволен переговорами. Главное, что удалось отстоять формат переговоров.
“Как вы знаете, министры иностранных дел провели несколько раундов переговоров. Встреча важна тем, что дан новый старт переговорному процессу по сути вопроса… Но я считаю, что важным является то, что формат переговоров остался неизменным. Переговоры ведутся между Арменией и Азербайджаном, как это уже было многие годы. Второе, переговорному процессу дан новый толчок. Это тоже важно. Мы очень позитивно оценили заявление сопредседателей Минской группы от 9 марта, – вы, наверное, с ним знакомы, – в котором говорится о том, что изменение переговорного формата может быть только по согласию двух сторон. Азербайджанская сторона согласия на это, естественно, не дала. Поэтому в принципе мы вернулись к ситуации, когда нужно продолжать вести субстантивные переговоры. И даны поручения министрам иностранных дел. Они, скорее всего, в ближайшее время встретятся с тем, чтобы продолжать переговорный процесс, который должен быть ориентирован на результат”, – заявил журналистам Ильхам Алиев.
Алиев устал ждать, ключевое слово «результат». Он ведет переговоры ни один год и не готов ждать пока молодой политик Пашинян раскачается. Алиеву нужен результат, прописанный международным правом.
“И для Азербайджана на первом месте стоит вопрос деоккупации международно признанных территорий Азербайджана в рамках международного права, Хельсинкского заключительного акта и четырех резолюций Совета Безопасности ООН, требующих немедленного и безоговорочного вывода армянских сил с оккупированных территорий”, – сказал Ильхам Алиев.
Пашинян на встрече с армянской диаспорой в Австрии также дал положительную оценку переговорам, однако заметил, что прорыва не произошло. “Но главное – что стороны начали разговаривать о проблемах”, – заявил премьер.
И вот как резюмировали первую официальную встречу сопредседатели ОБСЕ: “Переговоры прошли в конструктивном ключе. Оба лидера подчеркнули важность создания обстановки, способствующей миру, и принятия дальнейших конкретных и ощутимых шагов в процессе переговоров для нахождения мирного решения конфликта. Премьер-министр и президент дали указания своим министрам встретиться с сопредседателями в ближайшем будущем. Они также согласились продолжить прямой диалог”.
Да, в Вене прорывных решений не было принято, однако, как уже сказал Ильхам Алиев выше, был дан новый старт переговорному процессу по сути вопроса. Это были официальные переговоры и Пашинян больше не сможет оправдываться, что переговоры были неофициальными, а ознакомительными.
Накануне встречи в Вене на границе разграничительной территории пролилась кровь. Из-за обстрела с армянской стороны погиб военнослужащий Азербайджана. Министерство обороны Азербайджана обвинило Армению в провокации. Армянская сторона выступила с ответными обвинениями.
“На поле боя продолжаются провокации армянских сил, и вот – как результат – еще одна потеря в азербайджанских вооруженных силах, погиб солдат. При этом надо отметить, что отнюдь не в интересах Азербайджана обострение столкновений, – как известно, сразу за нашими позициями находится наше гражданское население, чего не скажешь об армянских редутах. За армянскими позициями – пустоты. Те самые пустоты, которые некогда были заселены азербайджанскими жителями прилегающих районов”, – считает Тоффик Аббасов, политолог.
Это происшествие должно мотивировать политиков к скорейшему разрешению конфликта, чтобы больше не было жертв. Сейчас Азербайджан делает все возможное, чтобы решить все миром.
“Cам факт этих переговоров свидетельствует об ответственной политике Азербайджана. У него есть возможность в любой момент решить вопрос военным путем, но он этого не делает, а ведет мирные переговоры. Переговоры всегда лучше, чем война” – считает эксперт Игорь Коротченко.
В апреле год, как Пашинян пришел к власти в Армении. И сейчас пришло время показать себя мудрым политиком. Однако пока политологи видят неуверенного политика, который боится взять на себя ответственность за принятие судьбоносного решения. Самое интересное, что решение давно прописано в международном праве.
“Переговоры невозможно вести бесконечно. Здесь нужен результат. А результат – это передача оккупированных территорий. Пашинян должен сделать шаг и в качестве жеста доброй воли вернуть как минимум пять районов. Это первое, что он должен сделать в качестве политика – стремиться решить нагорно-карабахскую проблему. Это будет шагом, мощным, сильным, который пойдет на пользу всем – и Азербайджану, и Армении”, – считает Коротченко.
А как член ОДКБ Пашинян мог бы не пытаться раскачивать лодку, а использовать членство в своих благих целях.
“Вернуть под гарантии ввода миротворческого контингента ОДКБ на
линию разграничения. Вот это было бы практическим мощным шагом вперед со стороны Пашиняна. Это позволило бы Армении получить существенные экономические преференции – снятие экономических ограничений, которые введены сейчас и Турцией, и Азербайджаном” – считает Коротченко.
Но создается ощущение, что в Армении не перестают надеется на помощь из вне. Признание Трампом Голанских высот территорией Израиля, которое осудили во всем мире, в том числе и ближайшие союзники США канадцы, возможно дало несбыточную надежду и армянской стороне.
“Карабах не имеет ничего общего с Голанами. В начале 20 века на Ближнем Востоке произошел передел территорий, появились новые государства. Что касается Южного Кавказа, то здесь совсем иная история. Позиция США, в частности, президента Трампа, в отношении карабахского конфликта явно не в пользу Армении. Трамп и его помощники во внешнеполитической деятельности поддерживают территориальную целостность Азербайджана” – это мнение Заура Мамедова, главы Бакинского клуба политологов.
Пашинян стоит перед тяжелым выбором либо идти на уступки и выполнить часть условий Азербайджана либо сворачивать переговоры, но этот факт может привести к тяжелым последствиям для Армении.