5 апреля пресс-служба главы правительства Армении распространила информацию о том, что в рамках рабочего визита в Гюмри премьер-министр Армении Никол Пашинян в сопровождении министра обороны Давида Тонояна посетил 102-ю военную базу МО РФ, дислоцированную в этом городе.
Как сообщает AZE.az со ссылкой на Armiya.az, командование базы представило премьер-министру Армении созданные для российских военнослужащих условия жизни и профессиональной деятельности. Никол Пашинян посетил музей военной базы, ознакомился с представленными экспонатами, сделал запись в книге почетных гостей, а затем отправился в церковь, действующую на территории этого зарубежного объекта Южного военного округа ВС РФ.
В этом сообщении обращает на себя внимание перечень объектов инфраструктуры российской военной базы, с которыми ее командование ознакомило премьера и главу военного ведомства Армении, – им показали казармы, баню, солдатский клуб, музей и церковь, словом все то, без чего душе солдата на чужбине приходится очень сложно.
При этом ни слова о том, что во время этого посещения Пашиняна и Тонояна знакомили со штабом, комплексом управления и связи, хранилищами боевой техники, полигонами, учебными классами, арсеналами, новыми образцами вооружения и всем прочим, что составляет предмет особой гордости всякого уважающего себя военного человека, а тем более офицера и командира.
Поэтому у меня сложилось впечатление, что командование части как бы исподволь хотело показать и на наглядном примере научить горе-союзничков России на Южном Кавказе тому, в каких условиях должны жить солдаты, чтобы чувствовать себя даже в военной форме людьми, а не существами второго или третьего сорта, которые вынуждены бунтовать против строевого начальства и выходить на демонстрации, чтобы вернуть к себе элементарное человеческое уважение со стороны государства и назначенных им военных властей, что недавно стало содержанием очередного скандала вокруг армянской армии. Очень похоже на то, что Пашиняну и Тонояну российские военные дали мастер-класс на предмет того, как уважающая себя и своих граждан страна должна относиться к своим защитникам, какие условия обязана создавать для их нормальной жизни и успешной службы.
Понятно, что армянской армии до этих стандартов качества жизни и службы офицеров и солдат как до Арарата, то есть не добраться никогда, но все-таки надо иметь о них адекватное представление, чтобы не выглядеть абсолютно смешно, когда выступаешь с очередным громким политическим заявлением, при этом таким же пустым, как погремушка на люльке младенца.
Содержание визита Пашиняна и Тонояна на российскую военную базу в Гюмри кажется особо нелепым на фоне недавних воинственных заявлений армянского военного министра в Америке, что армия его страны готова к новой агрессивной войне против Азербайджана и захвату новых территорий. Но если армянская политическая элита не представляет себе, как армянский солдат должен быть помыт и экипирован, то как можно говорить о его готовности идти умирать в новой войне против Азербайджана? Хотя, быстрая смерть на поле боя для кое-кого из армянских солдат может показаться хорошей альтернативой скотской жизни в казарме.
Похоже, что премьер и министр обороны Армении в рамках военно-технического сотрудничества с Россией на 102-й базе МО РФ в Гюмри успешно прошли экспресс-курс армейского карантина, во время которого их научили правильно наматывать портянки, использовать предметы личной гигиены и научили прочим нехитрым, но очень важным в солдатском быту премудростям казарменной жизни (например, как правильно подшивать подворотничок), чтобы они потом с лихвой могли использовать вновь полученные знания для проведения модернизации армянских вооруженных сил и подготовки их к новым сражениям против Азербайджана.
Не всякий может научиться правильно крутить портянки, а вот рассуждать о войне, сидя на удобном диване с чашкой ароматного азербайджанского чая, в Армении может всякий. В связи с этим в памяти всплывает эпизод из фильма «Семнадцать мгновений весны», когда Леонид Броневой, исполняя роль Мюллера, произносит сакраментальную фразу: «Наши руководители иногда позволяют себе пофантазировать, поскольку у них нет каждодневной практической работы. А давать руководящие указания может и дрессированная мартышка в цирке».
Господину Тонояну явно надо восполнить этот пробел из-за отсутствия у него советского воспитания и понять, что говорить о победе в войне, когда в армии не хватает трусов для солдат, безнравственно и аморально. Надеюсь, что после посещения российской военной базы в Гюмри он это, наконец-то, понял.