В Армении все чаще звучат заявления о необходимости решить карабахский конфликт военным путем. Некоторое время назад министр обороны этой страны Давид Тоноян озвучил новую концепцию, пообещав «отобрать новые земли в новой войне». И при этом он не исключил того, что Армения сама начнет боевые действия.
Отличились и другие деятели, заявившие о том, что карабахский вопрос «будет решен войной». Об этом, к примеру, сказал в интервью армянскому изданию политолог Левон Ширинян.
Как передает AZE.az, Media.Az попросила прокомментировать ситуацию известного российского военного эксперта Павла Фельгенгауэра.
– Переговорный процесс по Карабаху активизировался, хотя между сторонами нет понимания. Более того, в последнее время со стороны Армении звучат угрозы, и даже призывы решить карабахский вопрос военным путем.
– Я не армянин, я не знаю, почему они об этом сейчас говорят. Но не думаю, что именно так готовится война. А воинственные заявления – вещь политически полезная, наверное. Скорее всего, армянская сторона хочет показать, что если что-то разгорится, то они не будут отсиживать в обороне, и это, скорее всего, попытка сдержать Азербайджан. Но надо отметить, что если что-то готовят, то обычно об этом мало говорят.
– Недавно министр обороны Армении озвучил новую концепцию, уже наступательную…
– Вот об этом я и говорил выше. Но, повторюсь, если бы действительно что-то готовилось, то об этом столько не разговаривали. Это пропаганда. Хотя, в принципе, к войне, конечно же, готовятся обе стороны.
– А что касается военного перевеса? Он ведь на стороне Азербайджана…
– Технологически, да, есть определенный разрыв в пользу Азербайджана. Это, несомненно. У Баку есть системы вооружений, которых у Еревана нет и быть не может. Речь даже не о количестве, а о качестве.
Превосходство у Азербайджана за счет систем, купленных, например, в Израиле. Это беспилотники, управляемые ракеты, в том числе, большой дальности, да еще и высокоточные. Для Армении приобрести нечто подобное – сложно.
Что-то, конечно, делает Иран, что-то – Россия. Но у Азербайджана есть ударные беспилотные летательные аппараты, которых нет у России, и, соответственно, их нет у Армении. Есть у Азербайджана противотанковые ракеты «Спайк». Это то поколение противотанковых ракетных комплексов, которые Россия пока не производит. А Армения, повторюсь, покупает вооружение только у РФ, значит, и у Еревана этого нет.
Конечно, Ереван готовится, вооружается. Особенно после четырехдневной войны в апреле 2016 года. Безусловно, для армян было большой неожиданностью появление у Азербайджана и российских «Солнцепеков» (тяжелых реактивных огнеметов – ред.). Сейчас они такие комплексы, вроде, тоже купили.
– А если говорить о сценарии войны, каков он может быть?
– Можно вспомнить опять же апрель 2016 года. Тогда были непродолжительные боевые действия, Азербайджан отбил несколько позиций, а армянская атака захлебнулась. И Россия в итоге добилась прекращения боевых действий.
Будет ли следующее столкновение проходить по такому же сценарию? Не знаю. Все зависит от сторон конфликта. Если решат не слушать советы из Москвы или Вашингтона, то тогда не исключено, что вопрос будут решать уже кардинально, не обращая внимания ни на что. И это будут уже бои, которые продляться не несколько дней, а значительно дольше.