Фатима Агамирзаева: ковроткачество для меня – священное мастерство. Интервью

– Почему Вы выбрали сферой деятельности ковроткачество, с чего все началось?

– Моя профессия- модельер-дизайнер. В советское время я преподавала на курсах кройки и шитья, а также написала три книги по моделированию одежды. К сожалению, лишь одну из трех книг мне удалось издать. Школой ковроткачества для меня была моя семья. Мама опытным ковроткачем, а отец знал толк в растениях. Мне с детства нравились археология, изучение традиции, зачитывалась античной литературой, таящей древние тайны. Ковры же это таинственные писания, связанные с мифологией цепи Кавказских гор.

– В Азербайджане женщине, да еще и в районной местности, очень тяжело начинать бизнес с нуля, наверное, Вас одолевали сомнения, а стоит ли, смогу ли я, когда Вы поняли, что это именно то, что Вам и нужно?

– Да, женщине, оставшийся без подмоги в районе, было совершенно нереально начать свой бизнес. Я вела курсы шитья в доме учителей, а также на курсах во Дворце фольклора в Баку. Я очень любила людей, и они доверяли мне. Однажды группа аксакалов из Губы пришла на прием к тогдашнему райсекретарю, впоследствии ставшему шехидом Мухаммеду Асадову, и рассказали обо мне, попросили выделить мне земельный участок под строительство школы. После долгих раздумий он приказал выделить мне участок под школу в любом месте, где я захочу. Было много препятствий, но губинский народ всегда был мне опорой и подмогой, и благодаря этому мы смогли впервые в Губе открыть специальную школу мастерства. Правда, этот процесс затянулся на длительное время, но все же школа была построена. Я начала свое дело с 1988 года. Мне очень верили и я не могла подвести, мне нужно было идти только вперед.

– Помните, свой первый успех в бизнесе? Каким он был?

– Наши показатели в модельерстве были очень высоки, однако в районе нам не давали возможности участвовать в тендере на пошив. Однако этот опыт был бы ценен для нас и позволил бы взрастить опытных специалистов. Если б район предоставил нам такую возможность, мы могли бы сделать многое для социально-экономического развития района. В ковроткачестве же у нас не было ни возможности рекламы, ни достаточных финансовых средств. Однако мы освоили технологию древней губинской школы ковроткачества, основанную на использовании натуральных красителей и пряжи. К композициям мы относились очень избирательно, отдавая предпочтение нежным орнаментам. Однажды английский коллекционер увидел наши работы и попросил своего друга из Баку купить их всех, независимо от цены. Однако этот человек, увидев наше затруднительное материальное положение, купил наши работы за гроши, выплачивая деньги частями, купил для себя, а не для иностранного коллекционера. Все это стало нам известно после того, как тот коллекционер сам посетил нас.

– Ковроткачество для Вас больше творчество, или все-таки бизнес?

– Ковроткачество для меня – священное мастерство. Этот бизнес не приносит большую прибыль, обязательно должен быть дополнительный источник дохода. Но я не могу отказаться от этого направления…

– Фатима ханум, Вы считаете себя успешным человеком? Бывает, люди годами ищут свое призвание, а иногда и всю жизнь, и не всегда занимаются тем, чем хотят. Согласитесь, что не каждый удостаивается возможности заниматься любимым делом, да и еще и деньги на этом зарабатывать, в этом отношении Вы считаете себя состоявшейся личностью?

– Я прошла через множество испытаний, пережила трудные дни. Но ковры являются для меня воплощением моих мыслей, мечтаний. Знаете, однажды к нам приехала группа молодых иностранных туристов. У нас состоялась очень интересная беседа. Перед отъездом один из этой группы подошел ко мне и сказал: не сомневаюсь, что вы королева ковров. Я рассмеялась, но к моему удивлению эту фразу в мой адрес повторил и английский коллекционер. Это очень много значит для меня, эти слова вдохновили меня.

– Какие орнаменты в коврах Вы предпочитаете? В процессе создания орнамента ковра, производимого на Вашей фабрике, отдается предпочтение классическому узору, или есть место креативу? Вообще как Вы относитесь к новым идеям в таком фундаментальном деле, как ковроткачество?

– Знаете, ковроделие в Азербайджане имеет такую огромную историю и так многопланово, что я постоянно пребываю в творческом поиске. Я восстановила 11 ковровых орнаментов, ранее считавшихся утерянными. Мне очень нравится Губинская школа ковроткачества, ковра словно разговаривают посредством узоров. Каждый ковер, независимо от региона, где он создан, будь то Губа, Ширван, Гарабах, очень дорог мне. На нашей фабрике создаются самые интересные, забытые ковры, в то же время мы используем в орнаментах такие сюжеты, как «Султан Санджар и старуха», «Деде Горгуд», «Лейли и Меджнун». Однажды я соткала портрет Лейлы ханум Алиевой, никто не мог поверить, что это ковер. Мы создаем и авангардные модели, а также такой выдающийся по своему орнаменту ковер, как «Афшан», ковры Тебризской школы.

– Насколько мне известно, Вы сотрудничали с иностранцами. Что больше всего привлекало их в коврах, и почему, как Вы считаете, иностранцев так привлекает все монументальное, что создано азербайджанским народом – мугам, старинная архитектура, древняя литература, ковры, имеющие многовековую историю и традиции в Азербайджане, в чем этот феномен?

– Да, первыми моими покупателями и экспертами были иностранцы. И по сей день у нас есть друзья в различных странах мира. Азербайджанская культура очень богата, наш народ нераздельно связан со всевозможными древними сказаниями. Мугам ведь тоже не просто музыка, это божественное чувство.

– Бывали моменты, когда хотелось все бросить?

Нет, никогда.

– Фатима ханум, что бы Вы сами себе хотели пожелать?

Я получила большие знания о мифологии и композициях народов, небольших народностей и этнических групп, живших на всей протяженности цепи Кавказских гор. Я мечтаю издать книгу об этом, в которой смогу поделиться с народом своими познаниями. Долгие годы я трудилась для того, чтобы азербайджанский ковер занял достойное себе место на мировом рынке. Если б мне удалось увидеть плоды своих усилий…

– Спасибо за интервью

– И вам спасибо.

Портрет Лейлы ханум Алиевой


Сюжет из “Деде Горгуд” (авторская работа)


“Гобустан” (авторская работа)


Сюжет “Султан Санджар и старуха” (авторская работа)


ковер “Афшан”


“Губа”