Политолог из РФ: Ильхам Алиев стал мастером «долгой игры» по Карабаху

За год, прошедший после выборов президента Азербайджана, азербайджанская дипломатия добилась серьезных успехов на мировой арене.

Как передает AZE.az, об этом в беседе с Media.Az заявил российский политолог, научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев.

Эксперт обратил внимание на усиление динамики отношений между Россией и Азербайджаном. «Скажем, в ходе прошлогоднего визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Сочи был подписан пакет документов с пятью дорожными картами взаимодействия между правительствами двух стран до 2024 года. Это очень важно. Речь идет о продолжении стратегического сотрудничества, экономическом взаимодействии и развитии государств. Так что эта связка за минувший год только укрепилась, происходит углубление экономических отношений, рост российских инвестиций и вообще взаимодействия Азербайджана с промышленным пространством ЕАЭС. При этом политические моменты, связанные с сотрудничеством Азербайджана с той же Европой в рамках программы «Восточного партнерства», никак не мешают стратегическому сотрудничеству Баку и Москвы», – считает Александр Караваев.

– А что вы думаете о европейском направлении азербайджанской внешней политики?

– Мне видится, что продолжилось поступательное движение и на этом направлении. Я имею ввиду, прежде всего, двустороннее взаимодействие. Например, между Азербайджаном и Францией. Здесь есть схожесть, скажем так, с прикладным характером взаимодействия Баку и Москвы. Франция становится центром притяжения в большей степени технологических интересов Азербайджана. У Баку есть запросы на реформы в банковской сфере, в развитии цифровых сегментов экономики. На этом направлении можно многое почерпнуть.

Могу отметить недавний знаменательный визит в Париж первого вице-президента Азербайджана Мехрибан Алиевой в ходе которого было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве между Центральным банком Азербайджана и банком Rothschild & Cie. Другим блоком идут взаимоотношения Азербайджана с Италией, которая встраивается в систему Южного газового коридора.

И отношениям Азербайджана и Франции не мешает даже сильная армянская диаспора, кстати, как и в России. Этот фактор уже практически не влияет на взаимодействие стран. Кстати, хочу отметить, что это же касается и США. Это не состязание за влияние лоббистских кругов, здесь все более конкретно и четко.

– Пожалуй, самый важный момент во внешней политике – это переговоры по урегулированию карабахского конфликта…

– Думаю, Ильхам Алиев показал выдержку, присущую мастерам «долгой игры», ведь после смены власти в Армении переговорный процесс был фактически начат с нуля.

Армянский премьер-министр Никол Пашинян предложил изменить формат переговоров с включением в него армянской общины Нагорного Карабаха. Баку дождался реакции и Запада, и Москвы, где высказались против этого. Теперь Армения вновь начинает работу в прежнем формате. И, хотя параллельно продолжают звучать милитаристские заявления военных, новым элементом диалога становятся гуманитарные инициативы, и меры доверия, которые также проявились в этот период президентства Алиева.