Фигура Гургена или Гарегина Яникяна – поистине значимая для истории транснационального армянского терроризма и всего армянского националистического движения, поскольку его можно считать идейным вдохновителем возрождения террористической деятельности армянских националистов в последней четверти ХХ века.
Как передает AZE.az, об этом Armiya.az заявил известный российский историк Олег Кузнецов, комментируя распространенную ранее информацию о том, что в Ереван перевезены останки Гургена Яникяна – «духовного отца» ASALA. Напомним, что останки Яникяна будут захоронены на пантеоне Ераблур 5 мая.
– 27 января 1973 года 77-летний Яникян обратился в турецкое консульство в Санта-Барбаре, Калифорния, США с предложением передать правительству и народу Турецкой Республики ранее принадлежавшие Османской империи культурные ценности и под этим предлогом выманил на встречу в отель «Балтимор» турецкого генерального консула Мехмета Байдура и его заместителя Бахадура Демира, которых убил выстрелами из пистолета. В момент совершения преступления он был онкологическим больным на третьей стадии болезни, одиноким стариком, не снискавшим себе ни богатства, ни славы своими литературными опусами, поэтому решивший войти в историю совершением террористического акта. Он был осужден на пожизненное заключение как террорист-одиночка, хотя пытался придать судебному процессу над собой вид политического, объявив, что убийство он совершил из мести за пресловутый «геноцид армян» в Османской империи в годы Первой мировой войны. Но американское правосудие осудило его не как мстителя, а как хладнокровного и расчетливого убийцу.
Его имя было использовано на первых порах как знамя идеологами армянского национализма и было присвоено террористической организации, впоследствии получившей печальную известность под названием «Армянская секретная армия освобождения Армении» или АСАЛА. Сегодня мало кто помнит о том, что первые свои террористические акты эта группировка совершила, называя себя «Группой заключенного Гургена Яникяна», причем, одним из первых объектов ее атаки стало здание Всемирного Совета церквей в Бейруте, Ливан. И только когда стало понятным, что американское правосудие не прогнется под требования армянских националистов и не станет проводить повторного судебного процесса по пересмотру приговора Яникяну, чтобы не превращать правосудие в политическое шоу, в 1976 году эта группировка приняла для себя новое название, под которым и вошло в историю своими террористическими преступлениями, – рассказал российский историк.
По его словам, Гурген Яникян, выпущенный незадолго до смерти из тюрьмы умирать на волю, закончил свои дни в физических страданиях в муниципальном хосписе для неимущих и был похоронен за государственный счет в полной безвестности в соответствии с тем, кем он был в реальной жизни – одиноким больным стариком, литературные потуги которого оказались никому не нужны по причине бесталанности и графоманства.
– Однако прошло с момента его смерти 34 года, и с останков решили стряхнуть американскую пыль, чтобы на ее место поместить пыль армянскую. Останки Яникяна решили вырыть из могилы на калифорнийском муниципальном кладбище, где они пролежали треть века в полной безвестности, не нужные никому, и поместить их в пантеон «национальных героев» современной Армении, никакого отношения к которой он не имел на протяжения всей своей жизни.
Не стану комментировать моральную сторону всего этого фарса по превращению одинокого онкологического больного в национального героя, – это головная боль властей и политической элиты Армении. Лучше бы они так заботились о живых, а не о мертвых, тем более о тех, чьи кости уже давно истлели. Остановлю свое внимание на чисто политическом аспекте: в пантеон национальных героев Армении занесен в самом прямом смысле этого слова прах еще одного международного террориста. Всякому здравомыслящему человеку понятно, что этот шаг отражает суть государственной идеологии этой страны: когда власти Армении своими национальными героями считают террористов, то можно говорить и о террористической сущности этой власти и этого общества. После смены фигур на политическом Олимпе – был Саргсян, стал Пашинян – сущность государственной идеологии не поменялась: Армения была и остается страной, для которой несменяемыми идеологическими доминантами остаются тюркофобия, международный терроризм, национализм и проповедь национальной исключительности, перерастающая в откровенный нацизм.
Отныне все маски сорваны, лицо Армении перед всем миром остается неизменным, каким бы количеством слоев политической пудры и макияжа оно не покрывалось. Агрессия и терроризм – вот две отличительные черты армянской политической ментальности. Об этом все должны помнить всегда. Перезахоронение Яникяна – всего лишь повод освежить собственную память, – сказал Олег Кузнецов.
В свою очередь, турецкий историк Мехмет Перинчек отметил, что захоронение с почестями террориста, расстрелявшего консула Турции и его помощника, указывает на цинизм и двуличие Еревана.
– Конечно, это большой скандал. С одной стороны, власти Армении говорят о «желании» нормализовать отношения с Турцией, а с другой стороны, они называют героями Армении преступников и террористов, убивавших ни в чем не повинных турецких дипломатов. И даже более, с большими почестями хоронят их в Ереване. Впрочем, это меня не удивляет – все мы хорошо знаем, что в центре Еревана установлен памятник фашисту Нжде, хладнокровно убивавшего мирное турецкое и азербайджанское население. Всем также известно, что он активно сотрудничал с германскими фашистами. А теперь в современной Армении ему в центре столицы ставят памятник.
Это в очередной раз доказывает, что в проблемах между Арменией и Турцией виноваты сами армяне. Они не хотят нормализации отношений между нашими странами. Если бы Армения действительно хотела бы нормализации отношений, то должна были в первую очередь заявить о своем отказе от территориальных претензий к Турции, вернуть оккупированные территории Азербайджану и прекратить искажать историю. Пока же мы не видим с их стороны такого. Наоборот, они с почестями хоронят террориста, – сказал М. Перинчек.