Последние заявления Никола Пашиняна относительно переговорного процесса по карабахскому конфликту вызвали жаркие дебаты в армянском обществе. Они противоречат не только принципам, заложенным в основе процесса урегулирования, но и логике прежних заявлений армянского премьера.
Дело в том, что еще на выборах нынешний премьер-министр Никол Пашинян получил голоса народа, в том числе и по решению армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Однако, судя по его заявлениям по существу вопроса, остается предположить, что премьер-министр хочет от народа детальный пакет урегулирования по проведению переговоров.
Как передает AZE.az со ссылкой на «Каспий», однако это противоречит утверждениям Никола Пашиняна о том, что он не будет вести переговоры от имени Нагорного Карабаха, поскольку не получил голоса «карабахцев». В таком случае чего армянский премьер хочет от своих соплеменников, остается непонятным.
Нарушенная логика
На пресс-конференции 8 мая Никол Пашинян вновь заявил, что народ должен четко сформулировать, чего хочет от процесса урегулирования, чтобы правительство вело переговоры в этих рамках. Однако что хочет услышать сам премьер-министр, остается загадкой. То ли он хочет спросить мнение народа о результатах переговоров, то есть об окончательном документе урегулирования, то ли о формате переговоров, на изменение которого, кроме армянской стороны, никто не соглашается.
Между тем эту нарушенную логику необходимо восстановить не только для своего народа, но и для восприятия международного сообщества, и прежде всего сопредседателей МГ ОБСЕ. Короче, армянский премьер не только запутался в своих заявлениях, но и армянскую общественность ввел в ступор.
Естественно, видя такое замешательство армянской стороны, азербайджанская дипломатия нажала на паузу. Да и как договариваться с Пашиняном, если он сам не может определиться, кого представляет на переговорах?!
Теперь армянскому премьеру остается, как он заявил, кратко общаться с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в рамках юбилейных мероприятий, скажем «Восточного партнерства» в Брюсселе, без каких-либо конкретных планов на следующие встречи. Удивляет его заявление армянским СМИ о том, что успел обсудить с главой Азербайджанского государства «текущую ситуацию» и выразил уверенность, что переговоры продолжатся.
Кстати, в кулуарах юбилейного саммита «Восточного партнерства» встретились также главы МИД Азербайджана и Армении, обменявшись, согласно этикету, рукопожатиями. Интересно, на чем зиждется уверенность Пашиняна в том, что переговоры продолжатся, если он изначально ставит неприемлемое для официального Баку условие посадить за стол переговоров сепаратистов так называемой «НКР»?!
Неофициальная агиткампания
На этом фоне заметно активизировался Серж Саргсян. Правда, в отличие от Роберта Кочаряна и его сторонников, он не произносит политических текстов, озвучивая лишь пафосные речи. Как считает армянское экспертное сообщество, за последние 5-6 лет политическим текстом Саргсяна был именно патриотический пафос, который, впрочем, лишен адекватности и искренности. Руководствуясь именно таким патриотическим пафосом, его сторонники обосновывали необходимость продления его пребывания у руля власти. В этом контексте Саргсян умышленно вступил в «военно-патриотическое» поле, осознавая, что любое политическое слово еще больше укрепит позиции Никола Пашиняна и его команды.
После отставки Саргсян несколько раз посещал Нагорный Карабах, однако этот факт или его встречи с представителями сегодняшней элиты сепаратистского образования не разглашались. Последний его визит в Карабах примечателен тем, что освещался в СМИ и в общем-то являлся политической акцией, даже если из его уст и не прозвучало никакой политической оценки. Зато распространяются его многочисленные фотографии с таким же головорезом, как и он, – Бако Саакяном и прочими представителями военной хунты сепаратистского образования, а вице-председатель РПА Армен Ашотян этот визит своего патрона в Facebook освещает в режиме онлайн.
Создается впечатление, словно Саргсян в Нагорном Карабахе начал неофициальную агиткампанию, направленную на выдвижение в кандидаты на президентских выборах в будущем году. Во всяком случае, все это выглядит, как завуалированный месседж Николу Пашиняну о том, что он контролирует элиту Нагорного Карабаха и может «скорректировать» ее поведение в случае, если станет следующим президентом «НКР».
Отступление от «бархатной революции»
Между тем Нагорному Карабаху совсем «не светит» стать ни армянской Аджарией, ни тем более Абхазией… При всей верноподданнической риторике Пашиняна даже его робкие попытки демократизировать Армению за прошедший год неизменно наталкивались сначала на скрытое, а теперь уже и демонстративное противодействие Кремля. А отказ нового армянского правительства воспользоваться мощной народной поддержкой для осуществления резкой смены курса и полноценной интеграции с ЕС и НАТО трактовался в Москве, как проявление слабости, которой надо воспользоваться.
И через полгода после избрания новый премьер Армении оказался на еще более коротком поводке у Путина и в еще менее благоприятных обстоятельствах, чем его свергнутый предшественник. Апофеозом отступления так называемой «бархатной революции» стал отказ Пашиняна от программного предвыборного обещания вывести Армению из евразийских союзов и согласие на ввод батальона армянской армии в Сирию в рамках «миротворческой операции» России.
Армянское аналитическое поле главным и чуть ли не единственным «смертным грехом» Пашиняна в глазах Москвы считает проведение свободных демократических выборов, «в результате чего диктатура КГБ, установленная 27 октября 1999 года террористическим актом в парламенте Армении, повлекшим за собой фактически государственный переворот, впервые оказалась под угрозой». Стало быть, по мнению армянских экспертов, прямо сейчас, в эти дни «Кремль пытается повторить план «аджаризации» Карабаха для раскола и полного подчинения Армении». То есть в роли Абашидзе выступает опальный Кочарян, а в роли мятежников – старая, еще советского набора карабахская «элита», выполняющая ныне функцию пророссийской пятой колонны в Армении.
Впрочем, Карабах не станет ни армянской Аджарией, ни тем более Абхазией, поскольку истинным хозяином этого благодатного края является Азербайджан и только! И никакая интрига – ни армянская, ни кремлевская – не может нам помешать вернуть Нагорный Карабах в азербайджанское лоно.
А пока редкие поездки Пашиняна в непризнанную даже Ереваном «НКР» проходят достаточно напряженно и гораздо «прохладнее», чем, например, во Францию или в Иран. И тут достаточно неожиданно как для Москвы, так и для Еревана в игру вступает отвергнутый всеми и поминаемый «лихом» Серж Саргсян, пытающийся любой ценой сохранить свою «малую родину». А вот зачем, следует задуматься Пашиняну…