Если рассматривать Карабахский конфликт с военной точки зрения, то новая войсковая операция начнётся и закончится быстро. Сил для этого у Азербайджана достаточно.
Как передает AZE.az, Armiya.az публикует интервью с бывшим пилотом ВВС Азербайджана, капитаном запаса Юрием Чумаком.
– Юрий Васильевич, расскажите, пожалуйста, о себе.
– Я родился в Молдавской ССР 23 апреля 1958 года. Затем семья переехала в Украину, в город Херсон, где я и учился в школе N 52. В 1975 году поступил в Сызранское ВВАУЛ и в 1979 г. закончил в качестве лейтенанта-инженера. Затем была служба в ЗабВО, в Афганистане, Мозамбике, Прибалтике. Дослужился до командира звена, получил капитана.
– Когда и при каких обстоятельствах вы оказались в Азербайджане?
– В Азербайджане впервые я оказался в 1990 году. Участвовал в эвакуации населения, летал практически по всем деревням и видел, как и чем живёт народ. Я уже тогда понял, что поступают официальные власти Советского Союза с народом Азербайджана несправедливо.
В декабре 1992 года я в качестве добровольца прибыл в Баку с моим другом Валерием Кондрашовым, лётчиком – штурманом на вертолёте Ми-8. Предвосхищая ваш вопрос о том, почему я стал добровольцем в Азербайджанской Армии, скажу, что со своими товарищами следил за новостями, анализировали, выводы сделали быстро: официальные источники сообщали об Азербайджане неправдивую информацию, несправедливо поступали с народом и с его территориями (события в Ходжалы). И тогда появилось желание помочь народу. Кстати, по новостям видел своих товарищей Алексея Шварёва и Сергея Туваева, которые уже служили в Азербайджанской Армии.
– Что входило в ваши обязанности в Азербайджане?
– Для начала хочу сказать, что 1992 год – это начало формирования частей ВВС Азербайджана. Военных лётчиков тогда катастрофически не хватало, поэтому приходилось брать пилотов Забратского авиаотряда для выполнения боевых задач. Не имея боевого опыта, эти пилоты все равно выполняли боевые задачи. У них был патриотизм, чёткое понимание смысла выполнения боевых задач, любовь к своему народу и стране. Я горжусь, что был знаком с этими людьми и чем смог, тем и помог.
По прибытию в Баку сразу же начались полёты в Нагорный Карабах – эвакуация населения и раненых военных, выполнение боевых задач в интересах армии, поисково-спасательные работы экипажей самолётов ВВС. В частности, был задействован в поисково-спасательных работах по лётчику самолёта МиГ-25 Тельмане Гусейнове, который был сбит в районе Агдама. Мой экипаж оказался в это время на КП и мы могли наблюдать как ракета сбила самолёт. Я быстро запустил вертолёт, второй двигатель запустили уже в полёте. Пилот Гусейнов был успешно спасён.
Второго лётчика самолёта МиГ-25 Михаила Астафьева спасли, пересекая линию фронта и проводя поисково-спасательные работы в тылу противника.
– Насколько известно, вы также принимали участие в эвакуации мирного азербайджанского населения в Кяльбяджаре и Зангилане, спасали их от неминуемой расправы со стороны армянских бандформирований…
– Да, было дело. Я занимался эвакуацией гражданского населения из Кяльбяджарского района, а также эвакуацией, спасением и поиском отступавших через перевал солдат Азербайджанской Армии. Наши экипажи в день налётывали 8-9 часов в сложных метеоусловиях.
– Всегда ли удавалось удачно возвращаться на военный аэродром?
– Не всегда. В начале апреля 1993 года мой вертолёт был поврежден в районе Кялбяджара огнём «Града» армянских войск, которые периодически обстреливали этот район и в котором оставалось лишь мирное гражданское население.
– Чем вы занимались после заключения режима прекращения огня?
– После окончания войны вместе с лётчиком-инструктором Пахнёвым Юрием Ивановичем готовили группы пилотов для ВВС Азербайджана. Моя последняя должность была заместитель командира авиабазы Кала.
– Проживая вдалеке от Азербайджана, отслеживаете ли вы ход событий вокруг Карабаха? Как вы оцениваете сегодняшний потенциал Азербайджанской Армии? Каким вам видится решение конфликта?
– Если рассматривать Карабахский конфликт с военной точки зрения, то новая войсковая операция начнётся и закончится быстро. Сил для этого у Азербайджана достаточно. Азербайджанская Армия, в том числе, боевая авиация, за эти годы проделала большой и трудный путь становления. Азербайджанская Армия сегодня сильна и готова отразить агрессию, выполнить любой приказ по восстановлению территориальной целостности страны.
Однако, в этот конфликт вовлечены интересы больших стран, а Кавказ так живёт, что если где-то вспыхнет огонь, то будут вовлечены в конфликт многие народы, причем, без их желания.
Хочу напомнить также, что оккупирован ведь не только Нагорный Карабах, но и прилегающие к нему азербайджанские районы, которые по территории раз в 5 превышают непосредственно сам Нагорный Карабах. Одним из путей разрешения конфликта я вижу интеграцию Карабаха в экономику Азербайджана. Уверен, что Нагорный Карабах вернется в состав Азербайджана, он непременно интегрируется в экономику страны, а люди вернутся в свои дома. Азербайджан – богатая и сильная страна, как финансово, материально, так и своими мудрыми людьми. И цель у Азербайджана благородная – возвращение земли. Правда на вашей стороне.