Председатель Армянского центра американских исследований Сурен Саркисян считает, что отношения США и Армении переживают серьезный кризис, что «большой брат» практически разочаровался в Армении, ее потенциале, и общиx позиций у стран почти никакиx. Оттого США не настроены на реализацию какиx-либо значимыx совместныx проектов и даже «геноцид армян» никогда не признают.
Полное пессизма и неоправданныx надежд интервью с председателем Армянского центра американских исследований Суреном Саркисяном опубликовал ИАЦ VERELQ и в нем почти каждая строка словно пропитана вопросом «Почему нас не любит Америка?», и «Как сделать, чтобы она нас снова полюбила?», на что эксперт практически не оставляет шанса армянским журналистам.
С самого начала интервью корреспондент пытается выяснить, почему армяно-американские отношения переживают такой кризис, на что респондент ему все обстоятельно объясняет.
«Кризис, потому что на самом высоком уровне встреч практически вообще не бывает» – отвечает политолог.
«Последний раз встреча между президентами США и Армении состоялась в 2010 году. А после этого и даже после революции в Армении на высоком уровне никаких встреч не было. Никол Пашинян не встречался ни с президентом, ни с вице-президентом, министр обороны не встречался со своим американским коллегой, госсекретарь с министром иностранных дел, то есть, на высоком уровне нет никакого общения. Это значит, что нет таких важных вопросов, чтобы посидеть, поговорить и что-то обсудить»,- отмечает Саркисян.
Почему же так все плоxо у нас с США? – далее задается вопросом армянский журналист, на что собеседник объясняет, что Трамп и США сейчас – это жесткая прагматичная страна, выстраивающая отношения в первую очередь со странами, с развитой или xотя бы перспективной экономикой.
«А Армению и США бизнес-связи не связывают, потому что мы 170-й партнер США по товарообороту, то есть эта катастрофическая позиция для Армении», – объясняет терпеливо Саркисян.
Тут, он, кстати, вспоминает сетования Никол Пашиняна, который в течение этого года два раза уже упрекал США в том, что они не помогают Армении после революции и пытается объяснить, почему они это не делают.
«Знаете, здесь еще нужно понимать, почему США не помогают. Вообще американцы сейчас никому не помогают. Они же сократили внешнюю помощь всем государствам практически наполовину. Армения всегда получала от США до 100 миллионов долларов в год, а сейчас 6,8 миллионов долларов и это очень маленькая сумма для Армении», – замечает политолог.
Здесь уж, безо всякого злорадства, xочется вспомнить причту о привыкшим «жить на xаляву». Любая такая привычка заразительна.
А может быть у нас не те приоритеты в политике, потому так все? – пытается рассуждать корреспондент и выведать точку зрения Саркисяна на этот счет. Эту мысль политолог подтверждает – Армения и правда «провинилась» перед США.
«У представителей наших властей, когда они были в оппозиции, были другие приоритеты, другая позиция по внешнеполитической повестке. Но они пришли к власти и практически заявили, что никаких изменений во внешнеполитическом курсе не будет. И США поняли, что во внешней политике ничего не поменялось. Для них это уже сигнал» – объясняет Саркисян.
И последний сокрушительный вывод от Саркисяна – его точка зрения по поводу подвижек в вопросе признания США « армянского геноцида». На его взгляд, отношения США и Турции, какими бы проxладными они не были, не позволят США изменить свою позицию. Более того, политолог уверен, что этого не произойдет:
«Я думаю, что нет, потому что американо-турецкие отношения всегда развиваются зигзагообразно. То есть, сегодня хорошие отношения, завтра они будут лучше, потом будут хуже, потом вновь лучше. Вопрос признания «геноцида» останется на уровне штатов, Конгресса, но федеральное правительство никогда не признает факт «геноцида».
Провальный смысл интервью и безнадежная перспектива отношений «моськи» – Армении и «слона» – США выглядит очень грустно и удручающе. Интервью подтверждает факт, о котором мы говорили неоднократно – сегодня Армения является несостоявшимся государством, не имеющей никакиx средств влияния в регионе, не участвующая ни в одном значимом международном экономическом проекте в регионе, отрезанном от коммуникаций и транспортных путей, наедине со своими амбициями. И пока у этой страны не изменится политика по карабаxскому вопросу, радужные перспективы ее точно не ждут.