«США всегда нападали на слабые страны, но они хорошо знают, что Иран не является такой страной. Мы можем очень сильно отомстить не только в Персидском заливе, но и во всем регионе, и даже в некоторых случаях по всему миру».
Как передает AZE.az, Vzglyad.az публикует интервью с экс-советником по технологиям президента Хашеми Рафсанджани и президента Мохаммада Хатами, экс-послом Ирана в России Реза Саджади.
– Чем вызвано обострение конфликта между США и Ираном в Персидском заливе?
– Все началось после того, как США вышли из ядерной сделки с Ираном. Все шло к этому. И вот недавно американцы применили новые санкции. Почему-то в США думают, что мир подобен джунглям, и тот, кто имеет власть, может делать все, что захочет. Поэтому в США решили ввести дальнейшие санкции против Ирана без оправдания. Конечно, Россия ответила своими действиями в Сирии, но весь остальной мир промолчал.
– Иран пригрозил закрыть Ормузский пролив. Насколько серьезно это заявление? И что, по вашему мнению, произойдет, если Иран закроет Ормузский пролив?
– С давних времен мы ясно давали понять, что либо нефть всех стран пройдет через Персидский залив, либо нефть вообще никак не пройдет. Иран очень серьезная страна в вопросах национальной безопасности. Во время ирано-иракской войны кувейтский танкер сопровождался американским военным флотом, но танкер был взорван. Поэтому я думаю, что даже американский военный эскорт не может помочь и спасти никого.
– Соединенные Штаты наращивают свое военное присутствие в Персидском заливе. Вашингтон уже направил в регион авианосец «Авраам Линкольн» и бомбардировщики B-52. На ваш взгляд, насколько серьезна ситуация? Стоит ли ожидать серьезных вооруженных столкновений между Ираном и США?
– Если честно, я не считаю это серьезным. США всегда нападали на слабые страны, но они хорошо знают, что Иран не является такой страной. Мы можем очень сильно отомстить не только в Персидском заливе, но и во всем регионе, и даже в некоторых случаях по всему миру. Мы можем даже нанести ответный удар внутри США. В течение 40 лет США навязывали нам прокси-войны: Ирак, СМИ, Саудовская Аравия, ИГИЛ и т.д. Мы не боимся прямой конфронтации.
– Чего Иран ожидает от своих союзников, друзей в регионе? Например, от России, Турции, Китая и т. д.?
– Ничего. Просто, чтобы они сохраняли нейтралитет и извлекли урок из сопротивления Ирана.
– В начале мая Вашингтон применил новые санкции против Ирана. Как вообще Иран собирается противостоять санкциям США?
– Я говорил это много раз. Как инженер и менеджер по технологиям, я благодарен Богу за эти санкции. Запад думает, что они вредят нам, но они делают нас сильнее. Например, иранская нефтяная промышленность традиционно является отраслью, ориентированной на Запад, и она никогда не обращала внимания на свои внутренние потенциалы. Это заставило многих наших молодых инженеров мигрировать на Запад, чтобы получить лучшую работу, поскольку наша нефтяная промышленность реализовывала свои потребности у западных компаний. Рынок является наиболее важной движущей силой развития. Теперь иранская нефтяная промышленность приобретает все необxодимые компоненты внутри страны. Прогресс, которого мы добились за годы санкций, никогда не был бы достигнут раньше.
– Но есть европейские страны, которые противостоят США в вопросе санкций против Ирана…
– Откровенно говоря, мой анализ приводит меня к мысли, что Европа играет роль хороших полицейских, чтобы ввести в заблуждение Иран. Европа настолько слаба и зависима от США, что не может делать что-то вопреки США. Они могут высказываться против теx или иныx действий США, но они никогда не сделают ничего против ниx! Европа – хорошая актриса на сцене мировой политики, и у нее свой неизменный репертуар.