В мае исполнилось 25 лет Соглашению о бессрочном прекращении огня в Нагорном Карабахе.
Как сообщает AZE.az, “Ъ” публикует статью, в которой авторы приходят к неутешительному выводу: объявленная в начале этого года Баку и Ереваном кампания по «подготовке народов к миру» заметно пробуксовывает. А поставленные задачи — в частности, налаживание контактов между людьми — подразумевают всего лишь возвращение к положению дел начала 2000-х годов. И еще неизвестно, удастся ли достичь этих целей до того, как одна из сторон вновь попытается разрешить замороженный конфликт военным путем.
«Коммерсант» пишет, что вместе с призывами налаживать доверие стороны демонстрируют и свой потенциал на случай новой войны. Министр обороны Армении Давид Тоноян месяц назад даже выразил политику страны в формуле: «Новая война — новые территории». Это означает, что в случае возобновления конфликта республика рассчитывает не только защитить, но и расширить зону своего влияния. Правда, итоги конфликта 2016 года показывают, что расклад сил несколько иной и новые территории может приобрести как раз Азербайджан.
Как пример приводится село Джоджуг-Марджанлы, которое не отмечено на картах ни в Google, ни в «Яндексе». На старых снимках со спутника можно разглядеть лишь беспорядочно стоящие дома без крыш. Однако за последние три года ситуация заметно изменилась.
В ходе апрельских боев 2016 года азербайджанские военные заняли расположенную неподалеку высоту Лелетепе, а после село стали заселять и отстраивать. Джоджуг-Марджанлы теперь культовое для Азербайджана место. Его преподносят как символ того, что у республики есть ресурсы вернуть и восстановить утраченные территории, в то время как значительная часть «НКР» (оккупированный армнскими войсками Нагорно-карабахский регион Азербайджанской Республики) так и остается разрушенной и незаселенной.