Невозможно рассматривать ситуацию в Сирии, Иране и Турции в отрыве от динамики в Азербайджане, Армении, Грузии или на Северном Кавказе, считает политолог Сергей Маркедонов.
Россия – кавказская держава и кавказские процессы для нее – не чужие, сказал ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности ИМИ МГИМО Сергей Маркедонов, в ходе своего выступления в международной медиашколе “Махачкала-2019”.
В мероприятии, организаторами которого выступают Фонд Горчакова и ассоциация “Русско-Балтийский медиацентр”, принимают участие эксперты и журналисты из России, Азербайджана, Армении и Грузии, пишет Sputnik-Азербайджан.
Проведение за пределами Москвы таких медиашкол с привлечением экспертов и журналистов из разных стран очень важно, отметил Маркедонов. По его словам, несмотря на то, что вопросы Кавказа довольно интересны, часто возникает проблема качественного освещения тех процессов, которые происходят в регионе.
“Мне кажется, что журналистам, которые избирают политическую тематику, следует после получения дипломов о высшем образовании посещать какие-то занятия, курсы, лекции, чтобы хорошо разбираться в теме. Дело в том, что очень часто эти люди пишут, не представляя себе хотя бы краткой истории проблемы, которую они освещают”, – объяснил политолог.
То, что кавказские проблемы обсуждаются сегодня на площадке в России – очень важно, считает Маркедонов. По его словам, когда говорят о Кавказском регионе, то пытаются ограничить анализ Азербайджаном, Грузией, Арменией, тогда как Россия часто воспринимается как некий внешний игрок. Но Россия сама – кавказская держава и кавказские процессы для нее не чужие.
Кавказ имеет соседство с такими турбулентными регионами как Центральная Азия и Ближний Восток. Эта динамика связывает Кавказ. Невозможно рассматривать ситуацию в Сирии, Иране и Турции в отрыве от какой-то динамики в Азербайджане, Армении, Грузии или на российском Северном Кавказе, считает политолог.
“Да, мы можем говорить о том, что сегодня кавказская тематика вытеснена на второй план проблемами Украины и Сирии. Но это не значит, что кавказские проблемы исчезли или стали какими-то неважными”, – подчеркнул он.
При этом политолог указал на то, что у четырех кавказских стран – России, Азербайджана, Армении и Грузии разный геополитический выбор. Грузия заявляет, что стремится в НАТО и Европейский союз, а Армения говорит о евразийском векторе как об основополагающем, даже несмотря на смену правительства. При этом последняя также говорит и о диверсификации своей внешней политики.
“Многие говорят о том, что смена правительства в Армении приведет к каким-то геополитическим разворотам. Но надо понимать, что Армения поменяла правительство, но не поменяла географию. У нее закрыты две из четырех границ, нет дипломатических отношений с Турцией и Азербайджаном – важными игроками в этом большом ближневосточном регионе”, – объяснил Маркедонов.
Что же до Азербайджана, то его особым вектором, по словам политолога, является дистанцирование от интеграционных проектов, попытка выстраивать взаимовыгодные двусторонние отношения. И поскольку важнейшей темой внутренней и внешней политики Азербайджана является карабахский конфликт, то все через эту призму и измеряется. Тем более что у Азербайджана есть собственная достаточно привлекательная экономическая база.
“Азербайджан вообще самая развитая экономика Кавказа”, – считает он.
Сама же Россия рассматривает ситуацию с расширением НАТО, с наступлением Запада как опасную. И считает, что всякого рода шаги Запада на Кавказе нарушают стабильность, поскольку строятся не на принципах неделимой безопасности, а на принципах привилегированной безопасности, отметил он.
Кроме этого, по словам политолога, на Кавказе сегодня выросла роль фоновых факторов. Если раньше конфликты между Грузией и Россией, Арменией и Азербайджаном обсуждались сами по себе, то сегодня они помещаются в некие большие контексты: будь то контекст европейской, евроатлантической безопасности, конфронтации Запада и России, Ближнего Востока, даже в контекст влияния Украины. И эти все фоновые моменты из уравнения выбрасывать нельзя, заключил Маркедонов.