Нагорно-карабахская проблема стала заложницей схватки за власть в Армении. Создается впечатление, что Пашинян не хочет договариваться, опасаясь ответственности за шаги, которые ему придется предпринять. На фоне сегодняшних событий в Армении есть серьезный повод, чтобы отложить карабахское урегулирование. И этот повод – турбулентность в стране. То есть Пашинян нынче думает о том, как удержать власть.
Как передает AZE.az со ссылкой на «Каспий», незадолго до этого Пашинян сделал совершенно необоснованное заявление, что якобы политика Азербайджана может привести к боевым действиям в Карабахе и в результате в Азербайджан хлынут боевики «Исламского государства». И это при том, что в Азербайджане безукоризненно работают службы государственной безопасности, здесь попытки создания террористических структур и всяких ячеек пресекаются жестко, на корню, и бескомпромиссно. Так что заявления Пашиняна – не что иное, как ложь, изворотливость и безответственность.
От общества скрывается нечто?
Между тем российский политолог Станислав Тарасов, комментируя заявление министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова о том, что время, отведенное Николу Пашиняну для ознакомления с деталями переговорного процесса, исчерпано, задался вопросом: а почему, собственно, премьер-министр Армении встречается с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, не будучи знакомым с деталями переговорного процесса? Как считает российский политолог, это возможно лишь при условии, что Баку согласится вести не переговоры, а диалог. И делает скоропалительный вывод о том, что, возможно, под информационным потоком от общественности скрывается нечто, название чего не диалог.
Где уж российскому политологу понять все перипетии армянской логики?! Особенно когда сегодня делаются одни заявления, назавтра – другие, а в уме – держится третье. Эту логику не может переварить даже собственно армянское общество, терзаясь страшными догадками, приводящими его в полное замешательство.
Однако и ежу ясно, что все пути для Пашиняна отрезаны, и ему придется-таки освобождать оккупированные азербайджанские земли. Только вот не хватает мужества признаться в этом своим соплеменникам, отсюда и возникают всевозможные оговорки, типа он не может вести переговоры от имени Нагорного Карабаха или, что еще хуже, – недостаточно знаком с переговорными материалами. В сепаратистском же образовании, чувствуя неизбежность отхода армянских войск с оккупированных территорий, уже бьются в конвульсиях, требуя от Армении защитить их интересы. Только они не учитывают того, что это уже не в интересах Армении. Однако на решительный шаг у Пашиняна пока не хватает духу.
Изменений повестки не предвидится
Впрочем, очевидно, что переговоры продолжают проходить в формате Баку-Ереван, и относительно их повестки изменений также нет. Да и Минская группа ОБСЕ распространила заявление, отметив, что по просьбе сторон сопредседатели представили конкретные предложения по следующим шагам процесса урегулирования, в том числе гуманитарным мерам и мерам безопасности. А это серьезная заявка на то, что переговоры все-таки идут. Официальный Ереван в своей переговорной риторике вообще не применяет тезиса о необходимости защиты и гарантирования территориальной целостности самопровозглашенной «НКР», что означает, что армянские переговорщики продолжают держать дверь открытой для территориальных торгов. При этом и Минская группа ОБСЕ, и азербайджанская сторона вполне закономерно продолжают игнорировать все затухающие и постепенно отходящие в небытие требования премьер-министра Пашиняна о необходимости возвращения к трехстороннему переговорному формату.
Карабахские сепаратисты, чувствуя, что запахло жареным, поставили перед собой трудновыполнимую задачу свержения режима Пашиняна, опираясь на пресловутый «карабахский клан» и «Дашнакцутюн», открыто выступающий против нынешних армянских властей.
Однако прежним властям в лице Кочаряна и Саргсяна сепаратистами вменяется в вину то, что «они назвали две трети территории Арцаха зоной безопасности, территорией, подлежащей сдаче противнику, вопреки тому, что им неоднократно говорилось, что возможно исправить переговорную ситуацию». Чаяния предыдущих властей по части переговорного процесса не могут восприниматься всерьез еще и потому, что они касаются не самой проблемы урегулирования, а всего лишь вопроса обеспечения продления статус-кво, на что уже никто не соглашается.
Что касается азербайджанской стороны, то, по мнению армянского экспертного сообщества, за столом переговоров Баку уже получил то, что хотел, и сейчас у него развязаны руки. То есть Азербайджан постепенно увеличит давление на Ереван, независимо от того, какие новые устные договоренности будут достигнуты между Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном по поддержанию мира на линии фронта при посредничестве сопредседателей.
Причем армянские аналитики прогнозируют, что учитывая внутриполитическую ситуацию в Республике Армения и самопровозглашенной «НКР», Азербайджан может получить серьезные гарантии освобождения своих исконных территорий со сравнительно небольшими потерями от одного из мировых силовых центров. В любом случае, если Азербайджан поставит перед собой такую цель, он будет иметь весомую внешнюю поддержку.