В Армении следственная комиссия по расследованию обстоятельств апрельской войны, которую возглавит депутат от фракции «Мой шаг» Андраник Кочарян, опубликовала свою повестку дня. Один из вопросов таков: насколько были адекватны и оперативны решения командиров, направленные на предотвращение, а также на “подрыв действий противника”. Будет затронута ситуация с разведывательной деятельностью того времени, тыловое вооружение, боевая подготовка и ряд других вопросов, передает AZE.az со ссылко на армянские СМИ.
Комиссия пригласит на заседания должностных лиц, вплоть до высшего офицерского состава. При необходимости комиссия вправе истребовать и получать документы, относящиеся к сфере обороны, в том числе секретные, приказы, инструкции, материалы служебного расследования. По словам Андраника Кочаряна, как действующих, так и бывших чиновников пригласят на комиссию. Не исключил также, что среди них могут быть бывший верховный главнокомандующий Армении Серж Саргсян, бывший министр обороны Сейран Оганян, премьер-министр Карен Карапетян, который с трибуны Национального собрания заявил, что были случаи, когда из-за некачественного дизтоплива во время апрельской войны военная техника не работала.
По мнению политолога Александра Кананяна, на данный момент у него нет полноценных ожиданий, поскольку постреволюционное правительство не выделяется последовательностью и готовностью в полном объеме осуществить коренные изменения: «Мы больше становимся свидетелями несмелых, частичных, половинчатых шагов, которые дискредитируют как результаты революции, так и политическую команду, законно взявшую власть после революции».
Кананян продолжил: «На данный момент я не думаю, что мы зафиксируем необходимую решимость в плане выявления всех серьезных складок (изломов) апрельской войны. Я хотел бы ошибиться во всем этом, и тем не менее, я желаю комиссии успехов и смелости».
На замечание о том, что если бы не было такой решимости, зачем нужно было выступать с подобной инициативой, Александр Кананян ответил: «На пути реализации цели я периодически вижу незавершенные шаги, которые внушают меньше доверия в отношении конечного результата. Апрельская война имела темные страницы и весьма неоднозначную реальность, я имею в виду политическую ответственность тогдашнего руководства Армении. Я уже выразил мнение, что если комиссия по расследованию апрельской войны будет иметь смелость до конца расследовать дело, я сомневаюсь, стоит ли делать все полученные факты доступными общественности, поскольку я сомневаюсь и у меня есть определенные внутренние основания полагать, что мы имеем дело с самой подлой государственной изменой, которая связана со сценарием договорной войны.
Естественно, я не владею всеми необходимыми фактографическими данными для публичного утверждения всего этого и предъявления обвинения, но у меня очень глубокие и, на мой взгляд, обоснованные подозрения, что такое было. Следовательно, я желаю этой комиссии максимальной смелости и принципиальности, чтобы они смогли выяснить правду и сделать из этого необходимые правовые и политические шаги».
На вопрос, не стоит ли в таком случае, чтобы общественность знала реальность, наш собеседник ответил: «Речь идет только о правильном преподнесении объема фактов, поскольку мы должны хорошо осознавать, насколько чувствительны общество и ВС к таким явлениям, и все должно быть по возможности взвешено, исходя из менталитета разных слоев населения, защищенности наших ВС и других реалий. Важно не то, чтобы сразу и открыто представить горькую истину, всегда можно представить истину, не вдаваясь в подробности, особенно если такие детали подтвердятся, а я придаю большое значение политическим и правовым последствиям всего этого. То есть, подобное вообще должно быть исключено в дальнейшем».
В заключение Александр Кананян подчеркнул: «Должна быть исключена не только государственная измена, о возможности которой намекнул Пашинян, но и позорная коррупция в деле строительства армии, которая на протяжении двух десятилетий разрушала и отбрасывала назад нашу армию. Люди, ответственные за такие реалии, должны быть строго осуждены, чтобы в дальнейшем за счет развала армии в этой стране никто не мог разбогатеть».