Россия хочет стабильности в регионе Южного Кавказа, но при этом, не обижая Армению и считаясь с ее интересами, заявил политолог Фикрет Садыхов.
Как передает AZE.az, политолог Фикрет Садыхов прокомментировал Новости-Азербайджан состоявшуюся 9 августа в Сочи рабочую встречу президентов России и Азербайджана, на которой был обсужден ряд вопросов, касающихся двусторонних отношений, а также урегулирование карабахского конфликта и статуса Каспия.
В аналитическом обзоре американского исследовательского центра «Stratfor» касательно данной встречи говорится, что Россия и Азербайджан используют эту встречу, чтобы напомнить Соединенным Штатам о своих тесных связях на фоне роста напряженности между Вашингтоном и Москвой и усиления интереса США к азербайджанским энергоносителям.
«Недавняя встреча президентов Азербайджана и России в Сочи стала очередным этапом в цикле предыдущих встреч, проходящих по инициативе Дмитрия Медведева. Понятно, что ни одна из встреч не дала неординарных результатов. Во всяком случае, мы не увидели того позитивного решения, которое ждем уже много лет от данных переговоров», – заявил Садыхов.
По его словам, ждать чего-то сверхординарного от данных встреч вряд ли было бы логично.
«Безусловно, сейчас идет притирка, поиск взаимоприемлемых решений. Россия взяла на себя роль главного посредника. Она сейчас активно вовлечена в переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта. Она, безусловно, хотела бы установления стабильности и мира в регионе Южного Кавказа, но при этом, не обижая Армению и считаясь с ее интересами. В то же время, в силу установившихся хороших отношений с Азербайджаном, Россия хотела бы более динамичного дальнейшего развития отношений с Азербайджаном», – отметил Садыхов.
Политолог считает, что тут, в некотором смысле, складывается патовая ситуация: с одной стороны у России стратегический союзник Армения, а с другой – стратегический партнер – Азербайджан.
«Трудно в этих условиях выработать формулировку, одинаково отвечающую интересам, как Армении, так и Азербайджана. Это в определенном смысле – нонсенс. Ведь в любом компромиссе есть лимиты. Для нас эти лимиты практически исчерпаны. Поэтому, прежде чем найти взаимоприемлемую формулировку по Нагорному Карабаху, необходимо начать вывод армянских оккупационных войск с семи захваченных азербайджанских районов вокруг Нагорного Карабаха. Как это будет происходить – сразу или поэтапно, это другой вопрос, который можно будет в дальнейшем обговорить. Но это не происходит. В этой ситуации Россия, если она искренне заинтересована в установлении стабильности в этом регионе, должна оказать определенное давление на Армению. Для этого у нее есть все основания: резолюции СБ ООН и других организаций», – уверен Садыхов.
Что же касается аналитического обзора «Стратфор», то тут он полагает, что любая страна – сопредседатель МГ ОБСЕ, имеет право проявлять инициативу в переговорном процессе и стараться сблизить позиции конфликтующих сторон.
«Для нас не важно, сделает это Россия, США или Франция. Нам важны конечные результаты. Если же это задевает интересы США, то пусть они активнее вовлекаются в переговорный процесс. Дело в том, что Вашингтон в последнее время вообще отстранился от переговорного процесса. В связи с этим, в нынешней политике США по отношению к урегулированию карабахского конфликта просматривается некая неопределенность, если не сказать двойственность», – продолжил Садыхов.
Касаясь критикуемого американцами сближения Баку с Москвой, политолог отмечает, что Азербайджан идет на это не ради каких-то виртуальных идей, а ради решения карабахской проблемы и других проблем регионального масштаба, и данное сближение абсолютно никому и ничем не грозит.
Конфликт между двумя южно-кавказскими странами возник в 1988 году ввиду территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов – 20 процентов территории Азербайджана – находятся под оккупацией вооруженных сил Армении. В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня, и до сих пор под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры.