Между представителями газовых консорциумов развернулась нешуточная борьба за азербайджанский газ.
Как сообщает AZE.az, председатель Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан заявил в интервью «Эхо», что элементы борьбы за азербайджанский газ ощущались также в ходе нефтегазовой конференции в Баку. “ITGI (Италия – Греция – Интерконнектор), ТАР (Трансадриатический газопровод) и “Набукко” ведут между собой ожесточенную борьбу за азербайджанский газ”. Дело в том, как отмечает И.Шабан, что других газовых ресурсов для трубопроводных проектов до 2020 года не будет. “С другой стороны, до 1 октября когда представители компаний должны представить свои предложения” остается не так уж и много времени.
Как отмечает И.Шабан, согласно заявлениям президента ГНКАР (Государственной нефтяной компании), в ноябре ожидаются результаты по разработке месторождения “Абшерон”. Помимо этого, по словам эксперта, как заявляют представители проекта “Набукко” и европейской комиссии по энергетики, Азербайджан должен до конца года определить маршрут транспортировки газа на европейские рынки. “Но весь вопрос в том, что ждать результатов от месторождения “Апшерон” бессмысленно. В частности, даже в самом лучшем случае начала добычи с этого месторождения невозможно ждать до 2017 года (в период реализация “Шахдениз-2”). В самом лучшем случае разработка месторождения “Апшерон” начнется после 2020 года”.
Принимая во внимание существующую ситуацию, как считает И.Шабан, вполне возможно, что до конца года ничего не будет решено. Дело в том, что очень много взаимосвязанных вопросов. На первом этапе, по мнению эксперта, более целесообразно с целью транспортировки азербайджанского газа на европейские рынки построить интерколлекторы между Грецией, Албанией и Болгарией и далее в другие страны. Далее с учетом нарастающих объемов добычи вполне возможно реализовать “Набукко”.
Напомним, что ГНКАР накануне обратилась с запросом к группам по проектам трех основных перспективных трубопроводов по поставкам азербайджанского газа с месторождения “Шахдениз” в страны Европы, входящих в так называемый Южный энергокоридор – ITGI (Италия-Греция Интерконнектор) Poseidon, ТАР (Трансадриатический газопровод) и “Набукко” – для предоставления предложений и сведений о проектах для их оценки и выбора маршрута поставок.
Проект “Набукко” предполагает транспортировку природного газа из Каспийского региона в европейские страны в обход России через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Он рассчитан на ежегодную транспортировку 31 миллиарда куб.м газа, что составит не более 5% потребностей в газе Европейского союза к 2020 году. По газопроводу TAP, протяженностью 520 км планируется поставлять газ в Юго-Восточную Италию через Грецию и Албанию. Газопровод включает в себя 115-километровый подводный участок от Албании до Италии. Ввод газопровода в эксплуатацию намечен на 2011 год. Начальная пропускная способность его составит 10 млрд. куб.м. газа в год с доведением до 20 миллиарда кубических метров.
“В обращении от компаний по трубопроводам запрошено предоставить консорциуму по “Шахденизу” требуемые сведения для оценки проектов и выбора экспортной инфраструктуры. Последним сроком ответа на запрос, в котором отражены всеобъемлющие сведения по широким аспектам проектов, предложениям по тарифам, соответствующим условиям и пунктам, определено 1 октября 2011 года”, – сказано в сообщении. В нем говорится также, что в рамках полномасштабной разработки месторождения “Шахдениз” планируется добывать в дополнение к 9 млрд. куб.м. газа, добываемым в рамках первой стадии разработки месторождения, еще 16 млрд. куб.м. “Поставки газа, добываемого с “Шахдениз”, позволят усилить энергобезопасность европейских стран и диверсифицировать источники импорта газа”, – отмечается также в документе.
Каспийский регион и Ближний Восток обладают большими запасами газа и страны-производители стремятся экспортировать его в Европу (АПА). Об этом недавно заявил исполнительный директор консорциума “Набукко” Gas Pipeline International GmbH. Рейнхард Митчек.
По его словам, строительство газопровода “Набукко” согласовано с ожидаемыми сроками добычи газа производителями. “Консорциум проекта разработки второй стадии месторождения “Шахдениз” в I квартале 2011 года объявил о том, что первый газ для экспорта в рамках проекта “Набукко” будет добыт в 2017 году. Проект газопровода как с логистической, так и с экономической точек зрения является наиболее приемлемым маршрутом транспортировки газа из Каспийского бассейна и, безусловно, будет флагманом в развитии инфраструктуры Южного коридора”.
По словам Р.Митчека, акционеры проекта “Набукко” в настоящий момент ведут переговоры с поставщиками газа, и в этом процессе есть прогресс. “Поэтому мы уверены, что строительство газопровода начнется в 2013 году, а первый газ по нему пойдет в 2017 году”, – отметил Р.Митчек. Реализация газопровода “Набукко” и газопровода Италия – Турция – Греция (ITGI) зависит от будущего соглашения с Баку по проекту “Шахдениз-2”.
Об этом заявил министр энергетики Турции Танер Йылдыз после встречи с министром энергетики и экологии Швейцарии Дорис Лойтхард в Анкаре. “Переговоры с азербайджанской стороной продолжаются, и только после подписания конкретных соглашений можно будет говорить о поставках газа по этим газопроводам”, – отметил Т.Йылдыз. В свою очередь швейцарский министр заявила, что азербайджанский газ очень важен для энергетической безопасности ее страны и Европы. При этом она особо подчеркнула роль Турции как транзитной страны.
“Энергетическая промышленность Азербайджана весьма интересует Соединенные Штаты”. Об этом в своем анализе отмечает авторитетный американский центр “Стратфор”. Аналитики центра, исследующего тенденции в политическом треугольнике Азербайджан – Россия – США, отмечают, что Кавказский регион превратился в объект противостояния между Москвой и Вашингтоном. При таком раскладе Азербайджан старается воспользоваться противоречиями между двумя супердержавами для улучшения своей позиции. “После распада Советского Союза США вложили в азербайджанскую экономику значительные инвестиции. Хотя потом Вашингтон занялся конфликтами в исламском мире, геополитические интересы, заставляющие Америку вкладывать средства в энергетический сектор Азербайджана, сохраняются, и сейчас США намерены повлиять на развитие этих интересов. На фоне восстановления могущества России США желают играть ведущую роль в добыче и транспортировке азербайджанских энергоносителей. Это снизило бы зависимость европейцев от газа.
Эксперты “Стратфор” считают, что если России удастся подписать с Азербайджаном новое соглашение в области энергетики, это станет ударом по интересам США в регионе. Вместе с тем американские аналитики подчеркивают, что официальный Баку ведет независимую внешнюю политику и старается ни от кого не зависеть: “Вряд ли Азербайджан когда-либо всецело будет поддерживать сторону России или какого-либо другого государства, потому что Баку не желает зависимости будущего своего энергетического сектора от одной страны”.