СМИ: Урмия рушит стереотипы. ВИДЕО

“Угнетенные девушки в хиджабах. Разруха. Опасность. Бедность. Война. Примерно такие же у нас стереотипы об Иране?”.  Спецкор россииского издания “СЭ” Владимири Иванов  почти неделю провел в Урмии (город в Иране, административный центр  Западного Азербайджана, расположенный на западном берегу озера Урмия.  Основную часть населения составляют азербайджанцы – Ред.).

Предлагаем вашему вниманию этот репортаж.

Женщины

Вот женщины.

– Ты правда думал, что нам нельзя смотреть в глаза? – спросила Эльназ, когда мы сидели в кафе отеля. Она пришла с подругой. Им было интересно узнать впечатления об Урмии со стороны, мне – о местной жизни.

– У нас многие так думают. И вот так сидеть на одном диване с мужчиной – это нормально?

– Да. Но прикасаться нельзя. Только жать руку при прощании.

– А познакомиться на улице – это в порядке вещей?

– Нуу… От девушки зависит. Но вообще – да, проблем не будет точно. Старые законы у нас остаются, но сознание у людей меняется.

– Три вещи, которые бы вы изменили в Иране?

– Да многое! Например, вот эти платки, – показывает она на голову. Хотя он у нее и так, как и у многих здесь, приспущен чуть ли не до затылка. – Ну, жарко же! Вот правда!

– Вот тоже хотел побегать утром, но в шортах нельзя, а в штанах – не вариант.

– Ха! Ты завтра уедешь и забудешь об этом. А нам тут жить.

– Еще что не так?

– Хотим ходить на мужские матчи. Вот сейчас Лига наций, знаете, сколько девушек хотели бы увидеть вживую? Но никому нельзя! Точнее, сейчас была минимальная квота. Потому что соревнования проводятся под эгидой Международной федерации волейбола и на телекартинке обязаны быть девушки – таково требования. Так что сейчас кто-то впервые побывал на играх. Но теперь все уедут, начнется национальный чемпионат – и мы снова будет смотреть игры только по телевизору.

– Кроме журналисток?

– Да, работать можно, смотреть нельзя. Странно, не так ли?

– Без Ютуба и Фейсбука грустно?

– Спокойно живем без них. Кому надо – через VPN заходят. А так все сидят в Инстаграме. Только профили у нас закрытые, так положено.

– Алкоголь в городе не купить. Проблема?

– Пфф. Во-первых, для нас точно нет, возможно, для мужчин. Во-вторых, дома почти у всех есть свое вино. Это публично употреблять нельзя.

– Слышал, в городе проводятся подпольные вечеринки. Там алкоголь, танцы и все сопутствующее. Это правда?

– Нуу, бывает такое.

– Кто-то из вас ходил?

– Я раз была, – призналась одна из девушек, после того, как они долго общались между собой на турецком.

– Понравилось?

– Нет! Никакого удовольствия, только страх. Я каждую секунду боялась, что вот-вот ворвется полиция. Много случаев было. За это даже посадить могут.

Провожаю девушек до машины. Благо, за рулем им ездить можно. Они – в кафе, смотреть игру Россия-Иран, я – на арену.

Гостеприимство

Встречают в Урмии фантастически. Идешь по городу – многие машут. Один парень подошел ко мне и попросил записать его номер. На случай, если мне что-то понадобится.

Получил десятки сообщений в директе в Инстаграме. Содержание примерно такое:

– Счастлив, что ты приехал в наш город;

– Если хочешь посмотреть что-то или куда-то съездить, мы тебя отвезем;

– Надеюсь, у нас тебе нравится?

– Если негде ночевать, приходи в мой дом. Оставайся столько, сколько нужно.

Еще случай. Поехал на такси на знаменитое соленое озеро Урмия. К слову о ценах – до него 40 минут, плюс там я был примерно столько же. Дорога в оба конца с ожиданием обошлась мне примерно в 8 евро. Два из которых – чаевые.

Так вот таксист, говорящий только на фарси и турецком, каждые минут 10 звонил и передавал мне телефон.

– Привет, я сын водителя, он хочет знать, все ли хорошо?

– Добрый день, это дочь водителя. Нужно ли вам что-то?

– Я друг водителя. Все нормально?

Цены

В Иране очень дешево. Уже писал, что за доллар можно заправить порядка 14 л бензина. Фрукты, орехи, билеты на игры – тоже копейки.

Другое дело, что основная часть населения живет бедно. И даже такой бензин не всем по карману. А уж съездить за границу могут позволить себе совсем немногие.

Еще здесь невозможно расплатиться картой. Точнее, можно, но только иранской. Другими не получится из-за санкций, которые наложены США.

Интересно, что обычные жители относятся к американцам, несмотря ни на что, абсолютно нормально.

– Если бы сюда приехала сборная США?

– Мы бы встретили их как дорогих гостей, – заверили охранники у арены.

Что же касается сложностей с валютой, то к проблемам гостей тут относятся с пониманием. Одному из наших волейболистов в аэропорту Тебриза дали газировку бесплатно, так как местных реалов у него не было.

Россия и волейбол

К России отношение исключительно положительное. А российские волейболисты здесь были суперзвездами. Парни даже выйти погулять не могли, потому что их тут же окружала толпа желающих сфотографироваться. С кем – неважно. Главное с кем-то из сборной России.

Так наши статистики, возвращаясь с поздней игры на такси, попали в пробку. В тот вечер они были, наверное, во всех Инстаграм-страницах Урмии. Люди всем составом просто выходили из автомобилей – и фоткались с ними прямо на дороге.

Главная же любовь Урмии – волейбол. Даже футбол далеко позади. Местные с гордостью называют свой город столицей азиатского волейбола и с этим сложно спорить. Автобус сборной у гостиницы, чтобы на пару секунд увидеть игроков своей команды, встречают сотни людей. На подъезде к арене – тысячи. В одном из парков, где был установлен большой экран, собралось 15 тысяч зрителей. Все кафе – забиты.

После победы в городе запускаются фейерверки. Весь в город стоит – люди выезжают на улицы поздравлять друг друга. У кого нет машин – бегают по тем же дорогам. Гул стоит страшный. А гуляния продолжаются далеко за полночь. К сожалению, в них участие мне принять не удалось. Полицейские, от греха подальше, никого из отеля не выпускали. Но энергетика восторга и народного объединения остро ощущалась даже со стороны.

Так что, если любите спорт и путешествия, хотите колорита и совершенно новых впечатлений, советую приглядеться к варианту с волейболом в Урмии.​