То, что Никол Пашинян формировался, как политик, в АОД и был соратником Левона Тер-Петросяна, знают все, а то, что он выполняет все директивы Армянского национального конгресса (АНК), стало известно лишь сейчас. Их СМИ пишут, что расследование преступлений 1 Марта подчинено письменным директивам, составленным на основе данных группы по сбору фактов во главе с Андраником Кочаряном и Седой Сафарян, а итоги деятельности группы обобщены в специальной брошюре и служат для армянского премьер-министра руководством к действию.
Вторым шагом в этом направлении стало создание временной депутатской комиссии по расследованию четырехдневной войны в апреле 2016 года под председательством верного соратника Тер-Петросяна Андраника Кочаряна. При этом главной задачей комиссии является дискредитация и устранение генералитета, которое, по мнению армянских экспертов, приведет к ослаблению армии.
Ну а окончательную черту подведет заявленная армянским премьером борьба с коррупцией, которая, по мнению республиканцев, станет простым сведением счетов с представителями бывшей власти. Подконтрольные «бывшим» СМИ даже утверждают, что недавно премьер-министру был передан некий документ, состоящий из 80 страниц, в котором АНК представил имена тех, кого, по мнению Тер-Петросяна, следует наказать за незаконное обогащение.
По вполне понятным причинам, первым в этом списке значится имя Сержа Саргсяна. Именно лидер РПА Серж Саргсян стал «крестным отцом» олигархическо-криминального клана, разворовавшего и разворотившего всю страну. Разумеется, этого не могут допустить республиканцы, пытающиеся доказать армянской общественности, что Пашинян воскрешает отвергнутую народом политику АОД и Тер-Петросяна, убирая с дороги тех, кто может этому помешать.
Время стать серьезными
Вместе с тем Тер-Петросян должен доказать, пусть даже руками Пашиняна, что в 1997 году прав был он, а не те самые «известные силы», – то есть «карабахский клан» – которые вынудили его подать в отставку по причине несогласия с его планами покончить с войной и начать строительство мирного и процветающего государства.
В одном из публичных выступлений зампредседателя АНК Левон Зурабян высказал недоумение по поводу того, что в настоящее время в заключении находится только Манвел Григорян, поскольку генералу нельзя приписать ответственность за формирование коррупционного режима, который существовал в Армении более 20 лет. К тому же всем известно, что в ответе за разгул коррупции именно Кочарян с Саргсяном. Это они стояли у истоков коррупции, политических убийств и тотального посягательства на волю народа посредством фальсификации результатов парламентских выборов и референдума по принятию Конституции 1995 года, а также президентских выборов 1996 года.
Тер-Петросяна же республиканцы обвиняют в том, что он хотел сдать Азербайджану захваченные в результате армянской агрессии территории, взяв за основу опубликованную им в 1997 году статью под заголовком «Война или мир. Время стать серьезными», где он прямо об этом говорит.
Противостояние налицо
Параллельно с внутриполитическим развитием в Армении в Нагорном Карабахе также происходят значительные внутривластные перестановки.
Как передает AZE.az со ссылкой на «Каспий», сначала на пост начальника полиции марионеточного образования был назначен Левон Мнацаканян, затем с должности секретаря Совбеза освобожден Виталий Баласанян, а на днях вместо него на эту должность был назначен бывший глава СНБ Аршавир Карамян. Оба они лояльны главному сепаратисту Нагорного Карабаха Бако Саакяну и выступают против властей Еревана как в публичных заявлениях, так и посредством своих помощников.
Зачем это понадобилось Бако Саакяну? Дело в том, что даже в сепаратистском образовании во многих случаях в предвыборный период могут быть достаточно серьезные обстоятельства, разъединяющие монолитность сил. К тому же эти назначения являются шагом против официального Еревана, на случай, если разногласия войдут в острую фазу противостояния.
В недавнем заседании совета попечителей всеармянского фонда «Айастан», например, участвовали премьер-министр Армении Никол Пашинян и глава марионеточного режима Бако Саакян, так они даже не общались. И хотя на данный момент нет ни риторики, ни публичных проявлений взаимных обвинений, а их команды не делают с той же остротой комментариев в прессе, что раньше, все же противостояние Еревана и Нагорного Карабаха налицо.
Против Пашиняна и Самвела Бабаяна
То есть, с одной стороны, руководство Нагорного Карабаха удаляет из элиты людей, которые нервируют армянские власти, а с другой – происходят определенные перестановки в самом марионеточном образовании с целью сохранить свой статус-кво для внутренней и внешней аудиторий. Неслучайно армянский премьер-министр говорит, что Нагорный Карабах – отдельное государство, которое проводит самостоятельную кадровую политику. Это говорится с определенной целью – не беря на себя обязательства вести переговоры также от имени сепаратистского образования, засадить за переговорный стол сепаратистов.
Есть еще одна опасность для Нагорного Карабаха – в лице Самвела Бабаяна, число сторонников которого превышает 23 тысячи. То есть у Самвела Бабаяна есть все возможности осуществить изменения в так называемой конституции самопровозглашенной «НКР» и быть избранным на высший пост этого образования. По этой причине сепаратистские власти пытаются предпринять профилактические шаги – назначают верных себе людей, которые, даже если власти Армении будут защищать Самвела Бабаяна, могут в какой-то мере противодействовать его избранию. Так как велика вероятность того, что если Самвел Бабаян сумеет баллотироваться, то именно он станет президентом, имея поддержку со стороны Пашиняна.
Таким образом, последние назначения очевидным образом направлены против властей Еревана, то есть власти «НКР» пытаются консолидировать силы, чтобы противодействовать вызовам, связанным как с Ереваном, так и Самвелом Бабаяном.