В этом году азербайджанское оружие впервые было представлено на ставшем уже традиционным Международном военно-техническом форуме «Армия-2019», прошедшем в КВЦ «Патриот» г. Кубинка Московской области. Только за первые три дня грандиозного мероприятия выставочный центр посетили более 200 000 посетителей, многие из которых, в том числе и специалисты отрасли, были приятно удивлены тем, что увидели на внушительном стенде Министерства оборонной промышленности Азербайджана.
Как передает AZE.az, чтобы узнать, как прошла демонстрация разработок и производства азербайджанских оружейников на «Армия-2019», редакция Armiya.az обратилась к советнику и главному конструктору Министерства оборонной промышленности Азаду Мамедову.
– Чем отличался военно-технический форум «Армия-2019» в России от аналогичных выставок оружия и оборонных систем в других странах мира?
– Во-первых, такого количества специалистов в области, в том числе конструкторов, экспертов, военных и даже блогеров, не было нигде. И все они подходили задать интересующие их вопросы, обменяться мнением. Порой казалось, что это не экспо, а международное конструкторское бюро, в котором идет глобальное обсуждение определенного продукта.
Например, наш стенд посетила группа молодых российских специалистов, которые работали над моделью нового пистолета. Их удивило то, что Азербайджан сам разрабатывает и производит оружие. Почему-то они считали нашу страну лишь нефтяной и аграрной…
Еще больше их удивила широкая номенклатура наших пистолетов, их эргономика, назначение, возможности использования универсальных обойм с увеличенным объемом и дополнительных устройств (прицельных приспособлений, например), двухсторонними предохранителями и даже модель с полимерной рамой (Zəfər P), которая практически в два раза легче аналога из сверхпрочных алюминиевых сплавов.
– Какая продукция Миноборонпрома Азербайджана вызвала наибольший интерес посетителей, на что они обращали особое внимание?
– Конечно же, это был наш револьверный гранатомет RBG, калибра 40х46 мм. Российские военные пытались сравнить его со своим отечественным РГ-6, который был создан на базе подствольного, но когда брали в руки наш гранатомет, то понимали, что азербайджанский продукт гораздо легче, более удобен в заряжании и эксплуатации. И тогда российские военные просто камуфлировали свои эмоции. Очень приятно осознавать, что скоро это оружие поступит на вооружение нашей армии.
Особый интерес вызвал штурмовой пулемет HP-7.62. Он очень приглянулся представителям силовых структур Чечни, которые долго «примеряли» его под себя, становясь во всевозможные позы для стрельбы прямо на стенде. Порадовало, что они через некоторое время вернулись большой делегацией и на своем родном языке продолжили жаркие дискуссии об оружии.
– Как насчет снайперских винтовок? Знаю, что Вы лично принимали участие в их создании…
– Это вообще отдельная тема. Наши крупнокалиберные антиматериальные модели по ряду причин были представлены только огромным постером на стенде (Mubariz 12.7) и в каталогах. А Yalquzaq и Yırtıcı вызвали настоящий фурор. Забегая вперед скажу, что я впервые столкнулся с необычной «инновацией» на стендах российских производителей, которые представляли свою продукцию без оптики. Дело в том, что профессиональные оптические устройства и дополнительные приспособления весят в среднем 800-900 гр. Не закрепляя их, конструкторам «удалось» существенно «снизить» вес своих экспонируемых изделий. Мне это совершенно непонятно.
Зато были понятны удивленные взгляды собеседников, когда они узнавали, что наше «предложение по замене СВД» – cамозарядную снайперскую винтовку Yırtıcı (Хищник) под патрон 7,62x54R азербайджанские оружейники представили намного раньше снайперской винтовки Чукавина (СВЧ), которую продвигает концерн «Калашников».
– Встречался с такой темой и уже несколько раз доказывал собеседникам в сети обратное. И все же, из уст конструктора – в чем сравнительные особенности Yırtıcı и СВЧ?
– Можно долго говорить о них, взвешивать инженерные решения и наработки по экспертному мнению эксплуататора изделия. Я остановлюсь только на одной детали: кнопка затворной задержки есть только на нашей винтовке. Этого решения и удачного технического решения не ждал никто.
– Данный механизм позволяет досылать патрон после замены магазина простым нажатием кнопки, как я понял. А что бы Вы отметили еще в списке оригинальных решений?
– Съемный механический прицел, «леворукая» рукоятка перезаряжания, «сплошная» линия и дополнительные боковые планки Пикаттини, позволяющие крепить оптические приборы и устройства, складывающийся регулируемый приклад и очень эргономичная рукоятка, двухсторонний предохранитель, и т.д. Конечно, многое из этого есть и на аналогах Yırtıcı, но мы руководствовались в первую очередь мнением наших военных специалистов и стрелков специальных подразделений ВС и силовых структур Азербайджана. А эти профессионалы всегда исходят из практики, в которой потеря лишней секунды может стоить жизни, а лишний вес оружия – дополнительных взятых патронов…
– Давайте подытожим. Что дало Министерству оборонной промышленности Азербайджана участие в Международном военно-техническом форуме «Армия-2019»?
– Мы показали, что Азербайджан не только страна «нефти и аграрного сектора», но и славных традиций оружейного дела, что это ведущий игрок сектора, как в разработке, так и в производстве. Мы сломали сложившийся у российского экспертного сообщества и общественности стереотип, так сказать.
Наши разработки уже заинтересовали представителей силовых структур России, которые изъявили желание ознакомиться с ними на стрельбище. Также произошел серьезный обмен мнениями со специалистами, конструкторами и, конечно же, военными.
Фото и коллаж: Polygon Azerbaijan