Не так давно «Зеркало» давало оценку, если можно так выразиться, «году реформ», воплощение которых ожидалось после прихода к власти в соседней Армении небезызвестного «героя улиц», вершителя тамошней бархатной революции Никола Пашиняна. Однако ж, время идет, а никаких успешных результатов своей деятельности премьер-министр Армении демонстрировать почему-то не торопится.
Более того, до сих пор не ясно, в чьих руках там власть, в конце концов? Яркий пример — Конституционный суд Армении в четверг принял решение приостановить производство дела в отношении бывшего президента Роберта Кочаряна, обвиняемого в свержении конституционного строя в 2008 году, и направить дело в Европейский суд по правам человека, а также в Венецианскую комиссию для получения консультативного мнения.
Как передает AZE.az, уже год как Пашинян никак не может добиться осуждения этого политика, который очевидным образом правил Арменией диктаторскими методами, кровью подавлял народные выступления, и поддерживал коррупционную схему функционирования государственного аппарата. Не может.
О чем это свидетельствует? Быть может, команда Пашиняна (если таковая вообще есть) никак не может определиться с внешнеполитическими ориентирами? Не слишком ли долго? Непонятно, чем вообще занимается в таком случае Пашинян. Да и Москва вроде бы тоже отмалчивается, как будто ждет своего часа.
Как заявил изданию известный азербайджанский политолог-международник Ильгар Велизаде, «как раз ситуацию с Кочаряном можно считать тестом на зрелость для нынешних армянских властей, и, судя по происходящему в Ереване, пока этот тест власти республики пройти не могут. Точнее, нынешняя политическая элита Армении пытается окончательно решить для себя вопрос с прежней властью, чтобы отправить ее в архив истории. Но «ушедшие», используя все доступные инструменты, активно этому сопротивляются».
А реформы в Армении, если и проводятся, то не дают ощутимых результатов по той простой причине, что у новых властей нет для этого достаточных ресурсов, отмечает эксперт. «Вот, была заявлена реформа судебной власти, но дальше слов дело не пошло, и как раз дело Кочаряна является лакмусовой бумажкой, индикатором того, насколько удачны реформы в Армении на примере судебной системы. То есть, сами слова о том, что в Армении за последний год прошли какие-то реформы, можно смело закавычить, поскольку в реальности никакого продвижения нет».
Что касается внешней политики Армении – она является в какой-то мере продолжением внутренней, и тоже должна опираться на какие-то ресурсы. Но на какие ресурсы может опираться нынешняя власть во внешней политике Армении? Это риторический вопрос, на который даже сами власти в Ереване не могут дать однозначный ответ, говорит Велизаде. «Заигрывания, как с Россией, так и с Западом очевидных результатов не приносят. И в Москве, и в западных столицах от Еревана ожидают большего.
Эта ситуация связана и с обязательствами в рамках ЕАЭС и ОДКБ. Армения не может сильно отдалиться от России – это не позволяют ей сделать и экономические, и политические реалии. При этом, несмотря на предпринятые Ереваном символические шаги демократической направленности, никакой практической отдачи от них Запад не получил. То есть, навстречу Западу Армения идти не может – нет у нее для этого никаких ресурсов.
Зажатый c двух сторон государствами, с которыми он имеет конфликты, Ереван не может особо маневрировать. Политические возможности для маневров у него сильно ограничены как раз-таки этими конфликтами.
И если они не найдут разрешения – серьезно поменять вектор своей внешней политики у Армении не получится.
Кроме того, серьезные проблемы у Еревана сейчас наблюдаются и с другими региональными соседями. С Ираном, у которого сейчас свои трудности геополитического характера, и с Грузией, которая увязла в своих внутренних проблемах, а также в проблемах с Россией, остающейся основным стратегическим партнером Армении.
Что может сделать в этих условиях маленькая, увязшая в долгах и в собственных проблемах Армения? Ничего не может. И Пашинян, равно как и кто-либо другой, оказавшийся на его месте, какие-то серьезные решения, прорывные выходы из этой ситуации найти и предложить вряд ли сможет.
Давно уже понятно, что Армения в целом находится на обочине геополитических процессов и в нашем регионе, и в мире вообще,и поэтому, по большому счету, никому до Армении сейчас дела нет. То, что мы наблюдаем сегодня в Армении, можно охарактеризовать таким всем известным выражением: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Насколько власти Армении способны спасти себя из того положения, в котором они оказались — то ли из-за действий прежних властей, то ли по причине собственного бессилия, то ли в силу сложившихся обстоятельств – это, конечно, вопрос, который адресован самим новым властям Армении, и найти ответ на него больше некому, кроме них самих», — заключил аналитик.