Понадобилось более года, чтобы правительство Пашиняна наконец приступило к разработке базовых внешнеполитических приоритетов. Нормальная власть делает это незамедлительно, дабы наладить полновесные отношения с внешним миром ради полезного позиционирования в глобальной среде и реализации своих интересов, но тут случай особый.
Внешняя политика каждой страны является логическим продолжением ее внутренней. Если она выдержана в духе рациональности, то впору ждать эффекта от внешних отношений. В Армении все обстоит с точностью до наоборот.
Какой раздрай у нее внутри, такой же и во внешнеполитической среде. Правительство Пашиняна никак не может определиться с антикризисной программой, чтобы преодолеть многолетний застой и отсталость. Ввиду этого она не может наладить устойчивую экспортную стратегию. Экономика чахнет, и чтобы приукрасить столь нерадостное положение, ереванский агитпроп изощряется в спасении лица власти.
Но это не выход из трудного положения. Нужны решительные шаги для вывода страны из тяжелого положения путем вложений зарубежных инвесторов.
Помощь Армении оказывается по различным каналам, иначе она давно бы загнулась. Но жить впроголодь тоже не малина. Постепенно содействие тоже превращается в тягостную затею.
Помнится, как всемирно известный шансонье Шарль Азнавур несколько раз попытался урезонить политических лидеров страны, а было это в бытность президентом Сержа Саргсяна, чтобы они действовали расторопно. Он резко осудил соплеменников вразумительным доводом: «Довольно рассчитывать на помощь диаспоры и внешних партнеров, научитесь работать и зарабатывать».
Это и есть квинтэссенция нерадостной армянской одиссеи, где правящие силы, с одной стороны, источают злобу и ненависть в сторону соседей, а с другой, ходят по миру с протянутой рукой, выцыганивая подачки. Попрошайничество настолько въелось в сознание армян, что стало неистребимым.
Вот почему Пашинян настроен изменить действующее положение. Но есть ли шанс на успех, если Ереван продолжает обрекать себя на участь изгоя в регионе и в силу проводимой агрессивной политики не внушает доверия дееспособным государствам?!
Пашинян и его пропагандисты спят и видят сюжет сближения с Турцией, и это при том, что Ереван не первый год призывает Москву отказаться от российско-турецких договоров 20-х годов прошлого века, которые-де ущемили права армян, жаждавших территориальных завоеваний.
Как передает AZE.az со ссылкой на «Каспий», из Еревана непрестанно звучат брань, проклятия и угрозы в адрес турок, но это не мешает армянским лидерам бессовестно и лицемерно требовать незамедлительного разблокирования армяно-турецкой границы. Чтобы добиться желаемого, необходимо, во-первых, отказаться от территориальных притязаний к Турции и Азербайджану, во-вторых, доказать не на словах, а на деле готовность к примирению конкретными миролюбивыми шагами, и в-третьих, признаться в ошибочности антитюркской истерии, которая стала основным компонентом официальной армянской идеологии. Без этого Еревану не видать изменения своего положения в регионе, а стало быть, и на международной арене.
Однако по меньшей мере безнравственно рассматривать Турцию и Азербайджан в качестве государств, представляющих угрозу национальной безопасности Армении, и наряду с этим желать с ними примирения. И потом, кто у кого должен просить прощения – армяне у соседей, в лице которых всегда видели своих кровных врагов, или же турки, которые более двухсот лет назад предоставили им кров?
Сейчас, когда осложнились отношения Анкары с Никосией и Афинами из-за буровых работ в морском шельфе Средиземноморья, Еревану спокойно не сидится, и он вносит новый разрушительный пай в спор третьих стран, формально прикрываясь присутствием в формате Греция-Кипр-Армения. Геополитического толка от этого формата кот наплакал, однако Ереван нацелен использовать любой шанс, чтобы навредить имиджу Анкары.
Точно так же Ереван без надобности встревает в американо-турецкий диалог в связи с зенитно-ракетными комплексами С-400, которые Анкара приобрела у России. Какое ему дело до разговора крупных игроков, если его об этом никто не спрашивает?! Ан нет, он и тут с занудной настойчивостью докучает сильным.
Парадоксально, что кое-кто в Армении еще и заговорил о возможном присоединении Еревана к американским санкциям, если Белый дом решит их применить. Небезынтересно знать, при чем здесь Армения и какими рычагами она обладает для наказания Турции?! Абсурд, да и только. После всего этого армяне на всех углах ноют, дескать, Турция их обижает. Не лучше ли отказаться от политики вражды и ненависти, если уж мечтаете о примирении?
Пашинян, который после прихода во власть несколько раз переносил сроки своего визита в Иран, боясь гнева Запада, снова выкаблучивается перед Тегераном, чтобы получить скидку на газ. Ирану в непростых условиях нарастания американского давления, может, и выгодно иметь дело с Ереваном, но там никогда не торопились с раскрытием объятий прозападному кластеру Армении. К тому же Тегеран не станет рисковать отношениями с Москвой, у которой большой газовый интерес в Армении. А потому как в армянской правящей верхушке ничего знать не знают о том, во что горазда деликатная дипломатия, опять получится сбой.
Европейский Союз в новой политике Еревана разобрался, и никаких послаблений правительству Пашиняна не последует. Армяне попросту хотели использовать свое традиционное надувательство, но их просчитали и оставили с носом.
Вся надежда опять на далекую Америку, на продавцов иллюзий, которые, обещая золотые горы, дают крохи. Для этого Ереван будет вынужден эксплуатировать карабахскую карту, чтобы сердобольные конгрессмены скидывались или же заставляли раскошелиться спонсоров. Какие бы ресурсы ни затрачивались на программу помощи, на подачках армяне далеко не уедут. Им бы научиться ладить с соседями и тратить средства не на оружие, а на реальные нужды, как это делают нормальные страны. Но для этого нужна рациональная мыслительная система, которой у армян, видимо, все еще нет. И как тут не вспомнить мудрость древних греков, которые тонко заметили: характер – это судьба человека. Разумеется, тут речь о собирательном характере. И такое бывает.