Глава правительства Армении Никол Пашинян в понедельник провел масштабную акцию в Карабахе, созвав там седьмые Панармянские игры и выступив на их открытии с речью, весьма далекой от спорта. Как известно, цель Панармянских игр – сплачивать единство диаспоры. Созываются игры вот уже 20 лет, но впервые для проведения был выбран Карабах, то есть оккупированная часть Азербайджана. Тем самым организаторы сразу придали спортивному форуму даже не политический, а чисто националистический окрас. По их словам, такой жест символизирует «триединство армян Карабаха, Диаспоры и матери-Армении».
Надо сказать, что в своей речи Пашинян решительно отбросил дипломатические условности, прямо объявив оккупированный Карабах «неотъемлемой частью Армении».
Выступая перед тысячами армян, собравшихся на центральной площади Ханкенди, Пашинян обозначил свои стратегические цели, обрисовав Армению такой, какой ее видит к 2050 году. Он пообещал резкий рост населения до 5 млн человек (сейчас официальная численность – 2,9 млн), создание 1,5 млн рабочих мест, появление высокотехнологичных компаний с миллиардными оборотами (в долларах), взрывной рост туризма. Кроме того, как мечтает Пашинян, армянская армия должна занять место в двадцатке сильнейших в мире, а ее спецслужбы по эффективности должны войти в десятку сильнейших мира.
При этом премьер вновь заявил, что любое мирное соглашение с Азербайджаном может быть заключено «только при всенародной поддержке в Армении и Карабахе». Пашинян также пообещал, что Ереван станет гарантом проведения прозрачных и свободных выборов «президента» Карабаха, намеченных на следующий год. «Революция должна быть продолжена в Карабахе», добавил он, тем самым как бы напомнив, каким образом Пашинян сам год назад пришел к власти в Ереване. О том, что Пашинян добивается замены верхушки нынешнего сепаратистского режима в Карабахе, ни для кого уже не секрет.
Как передает AZE.az, как предположил в интервью порталу «Москва-Баку» эксперт Российского совета по международным делам Алексей Фененко, программная речь Пашиняна адресована не только внутренней аудитории и даже не только Диаспоре.
– Алексей Валерьевич, почему для объявления своих наполеоновских планов лидер Армении выбрал такую площадку, как столица Карабаха?
– Я вижу здесь три основных момента. Первое, Пашинян пытается привлечь на свою сторону хотя бы часть карабахского клана. Он чувствует, что его личная популярность внутри Карабаха остается небольшой, а карабахский клан в Армении, как мы знаем, остается очень сильным. Пашинян заигрывает с ним, пытается расколоть.
Второй момент. Внутри Армении, всего армянского сообщества последние 15 лет шла радикализация. Что там Карабах! Звучат даже заявления от вполне влиятельных, скажем так, кругов в Армении о том, что неплохо бы поставить вопрос о горе Арарат и озере Бам в будущем, если в Турции начнется какой-то сильный политический кризис. И неплохо бы поставить вопрос о Джавахетии в соседней Грузии, – такие настроения в Армении есть, они время от времени усиливаются, и Пашинян пытается привлечь на свою сторону и националистов.
Наконец третий момент. Эти воинственные настроения косвенно поддерживаются и на Западе. Ведь посмотрите, сколько теперь работает в Армении неправительственных организаций, связанных с США, Германией, Францией и другими западноевропейскими странами! А вот эти страны, в свою очередь, рассчитывают в ближайшее время шаг за шагом торпедировать мирный процесс вокруг Нагорного Карабаха, в котором Россия пока еще играет роль гаранта.
– А какая связь между желаниями Запада и требованием Пашиняна привлечь Карабах к переговорам с Баку?
– Пашинян таким способом хочет отойти от прежнего формата переговоров, который был связан с Россией. И именно эта идея втайне поддерживается на Западе. Хотя по сути это перечеркнет все усилия Минской группы, предпринятые за последние 20 лет, после отставки президента Армении Тер-Петросяна. Тем не менее, Пашинян начинает искать альтернативных России партнеров.
Пашинян очень надеется на помощь со стороны США и Франции, их армянских диаспор, но едва ли эти страны пойдут на какие-то реальные сделки по Карабаху. Использовать Пашиняна в антироссийских целях? Это да. А вот реально ссориться ради него с Азербайджаном и Турцией? Не думаю, что в Париже или Вашингтоне есть для этого соответствующие настроения.
Но я не исключаю, что следующим шагом Пашиняна все равно станет попытка изменить баланс сил внутри Минской группы ОБСЕ. Как известно, у нее три сопредседателя: Россия, Франция и США. При Саргсяне Армения больше ориентировалась на взаимодействие с Россией. Теперь она будет больше прислушиваться к двум другим сопредседателям. Пашинян уже в общем-то так и делает.
– А что касается армянского общества, то эта пафосная речь позволит Пашиняну укрепить свою популярность?
– Он может поднять популярность, подняв снова волну армянского национализма. Но через какое-то время она неизбежно начнет спадать. Национализм – такая вещь, что она позволяет быстро здесь и сейчас набрать популярность, но дальше понадобятся какие-то конкретные акции. То есть логика национализма будет тогда толкать Пашиняна к каким-то авантюрам.
Ему придется доказывать, что это были не просто крики на митинге. А дальше возникнет опасность обострения на линии фронта с Азербайджаном. Или же ему придется идти в направлении Грузии, раздувать конфликт вокруг Джавахетии. Но Пашинян этого делать точно не захочет, потому что Грузия остается единственным большим окном во внешний мир для Армении, не считая Ирана.