В настоящий момент многие отказники, как считают правозащитники, предпочитают бегство за границу.
Как сообщает AZE.az, на этой неделе член Совета Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Залиха Тагирова приняла участие в заключительной конференции на тему “Развитие навыков аппарата омбудсмена и поддержка информированности о дискриминации”, которая проходит в рамках твинингового проекта между аппаратом азербайджанского омбудсмена и Германским институтом по защите прав и свобод.
В частности, З.Тагирова коснулась проблем дискриминации по религиозному признаку, отметив радикализацию ислама и в случае со “Свидетелями Иеговы” нерешенность вопроса с альтернативной гражданской службой. Как часть проблемы, она отметила нежелание отказников бороться за свои права в местных и европейских судебных инстанциях, в результате чего пока еще не созданы прецеденты Евросуда. Вместо этого многие молодые отказники предпочитают бегство за границу.
Комментируя “Эхо” затронутую проблему, Залиха Тагирова отметила, что Азербайджану все-таки стоит принять закон “Об альтернативной службе”. “В принципе, хорошо, что у нас этот момент указывается в Конституции, но у нас очень много проблем, в частности, часть наших земель оккупирована сепаратистами.
Но, надо признать, что проблема альтернативной службы очень актуальна. Наверное, наш законодательный орган будет как-то решать этот вопрос. В конце концов, у нас есть обязательство перед Советом Европы и такой закон должен быть принят. Хотя, конечно же, вопрос этот очень щепетильный. Так как это лишний аргумент в пользу тех, кто служить не хочет, но как уже отмечено выше, это обязательство перед Советом Европы.
Очень часто приходится встречаться со случаями, когда люди заявляют, что не могут служить в силу каких-то убеждений, в которых, честно говоря, сомневаешься. Они записываются в какие-то религиозные организации, и даже уезжают за рубеж, например, в Штаты, где начинают активно агитировать, что, мол, в Азербайджане нет закона “Об альтернативной службе”, а их убеждения не позволяют брать в руки оружие. Но если у нас будет четко прописанный закон “Об альтернативной службе”, думаю, такого не будет.
Закон этот предусматривает работу на общественных началах вместо службы в армии. Поэтому, считаю, что в любом случае принятие этого закона было бы очень полезным. Как минимум стало бы меньше спекуляции. Меня, например, беспокоят религиозные деятели. Я уважаю веру человека, но если человек записывается, скажем, в “Свидетели Иеговы”, начинает агитировать что-то за океаном, уклоняется от военной службы и живет себе припеваюче. А чем он лучше остальных? И, поверьте мне, таких не мало. Если же будет принят закон “Об альтернативной службе”, то не будет столько конфликтных ситуаций”.
“Возможно, должны быть созданы какие-то экспертные группы, структуры, которые вели бы статистику, исследования. Наверное, стоит подключить и общественность. В любом случае, если человек захочет уклониться от службы, он найдет и другие пути”, – заключила правозащитник.
