Обама или «Республиканец». Что ждать Азербайджану?

AZE.az опубликовал 09 августа дискуссию “Медведев или Путин. Что ждать Азербайджану?”. Сегодня предоставляем вниманию наших читателей продолжение этого материала.

Елена Касумова, доцент кафедры политологии Академии Госуправления при Президенте АР:

– После окончания холодной войны внешнеполитические платформы кандидатов в американские президенты, как от демократической, так и от республиканской партии, оказывались поразительно похожими друг на друга. Словно одной рукой написаны. Все те же рассуждения об американской миссии, ответственности единственной сверхдержавы и пр. и пр. По-другому и быть не может. Ни президент Обама, ни его конкуренты от республиканцев не собираются отказываться от идеи глобального лидерства США.

Другое дело, что президент-республиканец вновь обратится к неоконсервативным теориям, которыми руководствовалась администрация президента Буша. Рукописи, как известно, не горят, и эти концепции снова станут актуальными. Например, т.н. «Проект нового американского века». Но, что самое худшее, президент-республиканец будет претворять его в жизнь 

на всем евразийском пространстве, несмотря на все внутренние проблемы – экономический спад, дефицит бюджета, государственные долги и т.д. Ресурсов у США для этого хватит. А в самом проекте «американского века» есть очень много интересного.

Кроме укрепления военной мощи, его авторы вводят понятие т.н. «moral clarity» («моральной ясности»), которое включает в себя: «продвижение политической и экономической свободы за пределами США, а также сохранение и распространение международного порядка, дружественного безопасности, благополучию и принципам США». Для создания такого нового мирового порядка, «дружественного благополучию США», можно менять любые политические режимы, создавать новые властные элиты и даже фрагментировать, т.е. дробить по своему желанию пространство всего Большого Ближнего Востока, в центре которого находится Южный Кавказ.

Думаю, такая политика консервативных республиканцев, а к ним принадлежат, фактически, все возможные претенденты на президентское кресло, таит в себе серьезные риски для молодых независимых стран, включая Азербайджан. Поэтому второе пришествие Обамы во власть выглядит для Азербайджана предпочтительнее, хотя бы в силу большей вовлеченности США в международные дела, в первую очередь, в урегулирование региональных конфликтов. И потом, при Обаме претензии Америки на роль «мирового шерифа» заметно снизились по сравнению с правлением республиканца Джорджа Буша.

Ризван Гусейнов, политический аналитик, журналист:

– Традиционно сложилось так, что республиканцы, а тем более из Техаса – американского штата, где впервые началась промышленная добыча нефти – всегда положительно относились к Азербайджану.

В этой связи политическая элита республиканцев, выходцев из Техаса, наиболее адекватно понимает важность Азербайджана и его энерготранзитной роли для американских интересов в регионе Южного Кавказа, Каспия, Ближнего Востока и Центральной Азии. Между техасскими и азербайджанскими политиками сложились тесные связи, часто осуществляются взаимные визиты и координация по различным вопросам международной политики.

Следует отметить, что в марте 2011 года Палата представителей штата Техас в США приняла резолюцию о признании учиненного армянскими силами геноцида азербайджанского населения города Ходжалы в феврале 1992 года. Резолюция HR 535 о признании геноцида в Ходжалы является первой резолюцией, принятой в рамках законодательного собрания штата Техас и в масштабе США.

Если говорить о том, кто сможет стать лидером кандидатов от Республиканской партии на предстоящих в 2012 году президентских выборах, то наибольшие шансы на это у консерватора – губернатора Техаса Рика Перри. Вторым по популярности идет республиканец Митт Ромни – бывший губернатор Массачусетса, которого считают главным претендентом на партийную номинацию на президентских выборах 2012 года. Единственным возможным препятствием для Ромни в глазах избирателей является то, что он исповедует мормонскую веру. Это совсем не по вкусу христианским фундаменталистам, которые составляют важную часть республиканского электората.

Велики шансы и их соперницы, конгрессвумен от штата Миннесоты – представительницы ультраконсервативной «Чайной партии» Мишель Бакман, которая на днях победила на неофициальных праймериз в штате Айова. Однако следует отметить, что Бакман известна проармянскими высказываниями, в частности, она не раз заявляла о том, что признает «геноцид» армян. Естественно, что с такими взглядами Бакман, трудно надеяться на ее беспристрастность к Турции и Азербайджану.

В любом случае, согласно сложившемуся мнению, техасские консерваторы-республиканцы, более предпочтительны на посту президента США для энерготранзитных интересов Азербайджана, а также разрешения Нагорно-Карабахского конфликта и недопустимости, без разрешения этого конфликта, открытия армяно-турецкой границы.

Александр Васяк, генерал-майор, военный эксперт:

– Я бы обратил внимание на блок внешнеполитических советников, который формируется вокруг явного фаворита республиканской гонки – Рика Перри. Согласно журналу Foreign Policy, в него уже вошли Дуглас Фейт – главный «архитектор» иракской войны, и Эндрю Маккарти – один из крупных разработчиков «войны с террором». Я глубоко уверен, что при республиканском президенте напряженность в регионе, особенно, вокруг Ирана, резко возрастет и силовое решение «иранской проблемы» станет повесткой дня.

При президенте Буше американские военные уже отрабатывали гипотетические боевые операции с учетом географических и климатических условий прикаспийского региона. Профессионалы помнят, что была даже создана американская компьютерная программа симулятивной военной операции, которая называлась «Война в Азербайджане». Тогда американцы заявили, что «каспийский сценарий» отрабатывается на случай войны с Ираном, который имеет схожие географические и климатические условия. В 2004 году американские и британские военные провели штабные игры Hotspur, в которых также использовался пресловутый «каспийский сценарий». Поэтому, не исключено, что Азербайджан постараются вовлечь в эти опасные игры. И ещё: никто не скрывает, что интеллектуальную поддержку Рику Перри оказывает хорошо всем известный Фонд «Наследие» (Heritage Foundation). А несколько месяцев назад эксперт этого фонда Ариэль Коэн в статье, непредназначенной для азербайджанских СМИ, посетовал – мол, надо было «развернуть американские военные базы в Грузии и Азербайджане». Весьма настораживает то, что тонкого и умного аналитика Ариэля Коэна не смутила позиция официального Баку, не допускающего наличия иностранных военных баз на своей территории. Следовательно, возможная республиканская администрация будет готова прибегнуть к серьезным формам давления на своих «стратегических союзников» для достижения собственных целей, среди которых справедливое урегулирование карабахского конфликта вряд ли занимает приоритетное место. Главное для республиканцев – закончить «дело Буша» и «разобраться» с Ираном, мешающим продвижению американских интересов в Евразии. Напомню, что при Обаме возможность войны в Иране почти исчезла, что отвечало национальным интересам Азербайджана.

Эдуардо Гаспар, специалист по проблемам геоэкономики (Бразилия):

– Все правильно говорят о жесткости, если не об агрессивности, республиканских неоконсерваторов. Но именно при президенте Буше США не поняли, что произошло у них на «заднем дворе», то есть, в Латинской Америке. Она «покраснела» и появились политические режимы, которые откровенно демонстрируют свою антиамериканскую направленность. Оставив в сторону идеологию, возьмем это положение за факт. А он свидетельствует: самодостаточные, уважаемые в мировом сообществе страны вполне способны проводить политику, отвечающую собственным национальным интересам.

Понятно, что ситуацию в регионе Южного Кавказа определяет формат отношений между Россией и США. Но почему мы решили, что республиканцы выйдут на самый высокий уровень конфронтации с Кремлем? Москва и Вашингтон заключили в 1972 важнейшее соглашение по противоракетной обороне, когда в Белом Доме находился республиканец Никсон. А при демократе Кеннеди возник Карибский кризис, поставивший человечество на грань ядерной войны. Кстати, вьетнамская война началась при демократах, а закончилась при республиканцах. Демократ Клинтон бомбил Югославию, а Обама сейчас бомбит Ливию. Так что записывать демократов в «хорошие» я бы не торопился.

Мне кажется, что сильные, даже жесткие правительства в Вашингтоне и Москве открывают перед, как я уже сказал, самодостаточными государствами «оперативный простор» для проведения гибкой внешней политики.

Алексей Синицын, главный редактор NET-FAX – NET-ФАКС:

– Эксперты сегодня затронули почти все аспекты возможной политики США после 2012 года, которую мы рассмотрели в контексте национальных интересов Азербайджана. Но я бы хотел обратить внимание на фактор религиозных убеждений кандидатов в президенты от Республиканской партии. Он стал элементом большой политики при президенте Буше, который слишком часто и не вовремя слышал «глас Божий». Сегодня правый христианский фундаментализм в США превращается в феномен общественной жизни. Помните, какую бурю негодования, какие многотысячные уличные протесты вызвали планы властей Нью-Йорка построить мечеть и исламский культурный центр возле «ground zero» – места, где раньше стоял башни-близнецы. Это «Чайная партия» – наиболее консервативное крыло республиканцев – которая поддерживает Мишель Бакман, называла исламский центр – «храмом шариата» и даже «монументом террористам». Ну, а главный фаворит – Рик Перри – ничем не лучше. В 2006 году Перри выступил с громким заявлением: по его словам, он убежден, что все нехристиане после смерти должны отправиться в ад.

Такие заявления свидетельствуют не столько о конфессиональных предпочтениях, сколько об интеллектуальном уровне республиканских кандидатов в президенты. Все наблюдатели признают его чудовищно низким. И я боюсь, что президент-республиканец, в отличие от толерантного и высокообразованного Обамы, будет рассматривать армяно-азербайджанский конфликт не через призму геополитических интересов, а руководствуясь критериями собственной религиозности.

Впрочем, подводя итоги нашей дискуссии, заметим: не все решается в Вашингтоне и других мировых столицах. У Азербайджана есть, что представить миру. И, как мы уже не раз говорили, главное – это проверенная многовекторная внешняя политика, от которой ни в коем случае нельзя отказываться.

Путин или Медведев. Что ждать Азербайджану?