Ни Азербайджан, ни Грузия никогда не согласятся с оккупацией или расчленением своих территорий. Поэтому мир на Южном Кавказе очень зыбок, относителен и никто не застрахован от будущих войн, – заявил азербайджанский политолог Эльхан Шахиноглу.
Как сообщает AZE.az, глава Центра политических исследований “Атлас” Эльхан Шахиноглу прокомментировал ситуацию в регионе в интервью REGNUM.
– Недавно президент Грузии Михаил Саакашвили выразил уверенность в том, что недалеко, то время, когда Кавказ станет единым, когда народы региона будут вместе решать проблемы, так, как это делают народы Совета Европы, Бенилюкса, Скандинавии. Разделяете ли вы эти мысли?
– Президент Грузии как никогда прав. То, как решают проблемы народы Совета Европы, Бенилюкса, Скандинавии или же в прошлом близкие нам страны Балтики, – это весьма притягательный пример для Южного Кавказа. Но есть одна загвоздка. Проблемы Южного Кавказа во многом созданы и управляются извне. Так было в прошлом, так происходит и сейчас.
Я согласен с мнением Михаила Саакашвили, когда он говорит, что у Кавказа есть все ресурсы, чтобы стать свободным, единым и цельным, с сохранением собственных границ, народов и особенностей. Но, к сожалению, не меняющиеся позиции Армении и стоящей за ее спиной России не дают возможности Южному Кавказу стать тем целым и единым пространством, о котором мечтают не только в Грузии и в Азербайджане, но также в Турции, США и в ЕС. Кремль расчленил Грузию, а Ереван, оккупировавший азербайджанские земли, не приемлет ничего другого для Нагорного Карабаха, кроме независимости.
Политика “разделяй и властвуй” ни к чему хорошему не приведет. Ни Грузия, ни Азербайджан никогда не согласятся с оккупацией или расчленением своих территорий. Поэтому мир на Южном Кавказе очень зыбок, относителен и никто не застрахован от будущих войн.
– Недавнее интервью Михаила Саакашвили журналу “The Business Year” вызвало крайне негативный резонанс в Армении…
– По сути, между Азербайджаном и Грузией выстроены стратегические отношения. Саакашвили оценивает эти отношения даже как конфедеративные. Поэтому некоторые армянские политологи расценили слова президента Грузии, данные им в указанном интервью, как направленные против Армении. Этих политологов вполне можно понять. Михаил Саакашвили высказался о том, что те, кто стремятся подорвать единство между Азербайджаном и Грузией, выступают против национальных интересов обоих государств, заключающихся в укреплении двустороннего стратегического партнерства.
Президент Саакашвили еще добавил: “Оба наших государства имеют серьезные проблемы в связи с неразрешенными конфликтами, и каждый оппонент Азербайджана и Грузии является врагом обоих наших государств. Наша сила в единстве, и это не просто слова, это реальность”. Намек понятен. Саакашвили явно имел ввиду два государства – Россию и Армению. А как же иначе? Ведь в 2008 году, когда Грузия после войны осталась без электричества и газа, не Армения помогла соседнему государству, а именно Азербайджан сделал все, чтобы грузины не остались без помощи. Не Ереван выступает за территориальную целостность Грузии, а именно Баку, несмотря на теплые отношения с Кремлем, открыто поддерживает Тбилиси в Абхазском и Южно-Осетинском вопросе.
Я, например, ни разу не слышал, чтобы президент Армении Серж Саргсян открыто высказался за территориальную целостность соседней Грузии. А в недавнем прошлом Саргсян, отвечая на вопрос армянских студентов, “какие границы будет иметь будущая Армения, будет ли возвращена Западная Армения и гора Арарат”, недвусмысленно намекнул на территориальные претензии и к Турции. Получается, Ереван не признает территориальную целостность трех соседей – Азербайджана, Грузии и Турции.
– Посол Грузии в Азербайджане Теймураз Шарашенидзе на пресс-конференции, приуроченной к третьей годовщине августовских событий 2008 года, высказал мысль, что Тбилиси негативно воспринимает факт присутствия российской военной базы в Армении. Так ли опасны эти базы для региона?
– По сути, Россия имеет военные базы во всех трех странах Южного Кавказа. Москва продолжает укреплять свои военные базы на оккупированных территориях Грузии, модернизирует свои базы в Армении, и готовит новое соглашение по Габалинской РЛС, тогда как для Азербайджана нет никакого прока от этой базы, кроме политического и экологического вреда.
Военные базы России на Южном Кавказе опасны для всех стран региона, включая саму Армению. В чисто военном отношении эти базы для самой России не имеют большого смысла. Например, против кого направлена база России в Армении? Ведь Кремль имеет теплые отношения как с Азербайджаном, так и с Турцией, и всегда заявляет, что не вмешается в возможный военный конфликт из-за Нагорного Карабаха. Или же возьмем Габалинскую РЛС. Россия уже построила РЛС мощнее и современнее Габалинской на южном фланге в Краснодаре.
Выходит, военные базы в странах Южного Кавказа нужны Кремлю только как инструмент политического давления. Отсюда следует, что не устранив этот инструмент, странам Южного Кавказа будет крайне сложно решать свои внутренние и региональные проблемы. Не говоря уже о том, что в такой ситуации российского военного присутствия вряд ли можно построить единый кавказский дом.