Баку устал выслушивать, как из Еревана продолжают звучат противоречивые высказывания.
Министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян на днях заявил о том, что Армения последовательна в своей позиции по карабахскому урегулированию. Заявление более чем странное, учитывая то, с какой скоростью меняются подходы армянской стороны. Можно вспомнить, как Никол Пашинян доказывал необходимость участия армянской общины Карабаха в переговорах, а потом неожиданно заявил, что «Карабах уже является Арменией».
Не случайно, что переговорный процесс застопорился. При этом, как считает бывший министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров, необходимости во встрече глав МИД Азербайджана и Армении сейчас нет, учитывая заявления, которые звучат с армянской стороны.
Как передает AZE.az, Media.Az попросила прокомментировать ситуацию вокруг переговорного процесса главного редактора журнала «Россия в глобальной политике», научного директора Валдайского клуба, председателя российского Совета по внешней и оборонной политике Федора Лукьянова.
«Переговоры по Карабаху сегодня не более, и не менее осмысленные, чем раньше. Конечно ситуация несколько изменилась, позиция Армении стала более резкой. Позиция Азербайджана не менялась, как и позиция международных патронов, или посредников. То есть с точки зрения статуса территорий все остаются «при своих». Очевидно, что такой болезненный, острый вопрос, прежде всего, связан с внутриполитическими обстоятельствами, которые, порой меняются. Вот, в Армении произошло изменение, в Азербайджане – нет. Но константой является неурегулированность конфликта и риск возобновления крупномасштабных боевых действий. Но в этом никто не заинтересован», – заявил Федор Лукьянов.
По словам собеседника, ответственные политики со всех сторон понимают, что переговоры необходимо продолжать: «Сохранение коммуникации – это единственный путь, который позволит избежать крупной войны».
– После высказываний, которые сделал Никол Пашинян в Карабахе 5 августа, прошел почти месяц. Но почему-то сопредседатели до сих пор не отреагировали. Ранее они реагировали на любое обострение, выступая со своим заявлением. А сейчас царит молчание. Как это можно объяснить?
– Мне кажется, что международные посредники не считают это заявление (Никола Пашиняна – ред.) чем-то существенным. Мало ли кто и что заявляет?! Ситуация, на практике, не изменилась. И армянская сторона не в силах ее изменить. Думаю, что крупные страны исходят из того, что в Армении происходят определенные политические процессы в острой фазе. И это продлится еще некоторое время. Если реагировать на все, что там происходит, то это станет девальвацией института международных посредников.
– И все-таки не могу не спросить: В Ереване заявляют, что Карабах является Арменией. Между тем глава парламентской фракции правящего пашиняновского блока «Мой шаг» Лилит Макунц обещает поднимать вопрос права армянской общины Карабаха на самоопределение на всех международных площадках. Где логика?
– Ну, так это как раз важный штрих к вашему предыдущему вопросу. Почему международные посредники, мировые державы не реагируют? Они подозревают, что сегодня прозвучало одно заявление, завтра может прозвучать другое, а послезавтра третье. Надо подождать, пока у армянских властей «стабилизируется» точка зрения, а уже потом оценивать.